|
Пульт звукооператора обычно находится в ложе перед сценой. Звуковая партитура (запись, аналогичная партитуре света) подсказывает оператору те моменты в ходе спектакля, когда нужно включить и когда выключить фонограмму. Чтобы звук' получался объёмным, динамики рас- полагают и по обеим сторонам сцены, и в глубине, и в зрительном зале. Есть в театре цех, где ничего не изготавливают, — здесь хранят мебель, ковры, большие оконные и дверные драпировки, карнизы к ним. Перед спектаклем работник расставляет всё это на сцене по местам. Чтобы не ошибаться, на половике делают небольшие метки — марки. В ведении реквизиторского цеха — мелкие детали обстановки и те предметы, с которыми работает актёр. Они хранятся в удобных вместительных шкафах, на створках которых — этикетки с названиями спектаклей. Нередко возникает необходимость приобретать настоящие, СВЕТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ НА СЦЕНЕ Не
только с помощью электрических приборов в театре создают световые эффекты.
Интересно применение некоторых тканей в сочетании со светом. Особенно необычные
эффекты дают тюль и чёрный бархат. Тюль обладает замечательным свойством: он
становится невидимым, если освещено пространство сзади, и превращается в
непрозрачную «стену», будучи освещённым спереди. Посмотрите на обычные домашние
тюлевые занавески. Мы прекрасно видим происходящее на улице, если глядим сквозь
них в окно, когда в комнате темно. Но стоит зажечь свет, и занавески теряют
прозрачность. Правда, нужно иметь в виду, что домашний тюль обычно белый, а
театральный — чёрного цвета (белый тонируют в серый цвет или расписывают). Если
перед живописным задником расположить на некотором расстоянии друг от друга
несколько тюлевых задников и осветить их, то у зрителя усилится ощущение
пространственной глубины: появится будто лёгкая дымка, что особенно важно в
пейзажных декорациях. Чёрный бархат поглощает световые лучи и позволяет тем
самым создать эффект невидимости. Например, персонаж легко «исчезнет» на фоне
чёрного бархата, накрывшись той же тканью. Особенно хорош этот приём в
сказочном спектакле. ШУМЫ ЗА СЦЕНОЙ И
в наши дни в некоторых театрах используют приспособления для имитации звуков,
придуманные много лет назад, — когда люди не имели звукозаписывающих и
звуковоспроизводящих устройств. Свистульки разнообразных конструкций изображают
пение птиц, удары по подвешенному на раме листу железа — раскаты грома, трение
о натянутую ткань ребристого деревянного барабана — шум ветра... Всего и не
перечислить. Теперь такие устройства применяют не так уж часто. Да и работа с
ними — особое искусство. Но живой звук, создаваемый этими простыми
приспособлениями, несравним по достоверности со звуком, идущим из динамиков. 255 ГРИМЁРНЫЙ ЦЕХ Важная
деталь сценического облика актёра — грим. Он позволяет исполнителю изменить
внешность, помогает создать образ. Актёр ищет рисунок грима вместе с
художником-гримёром. Особенно сложны так называемые портретные гримы, когда
артист должен стать похожим на известного человека. Но грим может быть и
лёгким, просто подчёркивать черты лица, делать их более выразительными. |