|
В
обязанность работников гримёрного цеха входят также пастижёрные работы —
изготовление париков и накладок (усов, бород, бакенбард). Накладки приклеивают
на лицо специальным клеем, причём у каждого актёра «свои» борода и усы. Чтобы
было удобно работать, пастижёр укрепляет на деревянной болванке «шапочку»,
сшитую из тюля по форме головы и прошитую узкой хлопчатобумажной тесьмой для
прочности и поддержания формы. не бутафорские вещи — ведь в каждом спектакле есть «исходящий» реквизит: продукты, спички, сигареты и многое другое, что по ходу действия «уничтожается». Кстати, «живой реквизит» — собака, кошка или попугай в клетке — тоже забота реквизитора. Непосредственно перед спектаклем привозят костюмы из хранилища. Для этого существуют особые металлические тележки с рамой: внизу складывают обувь, а на раме на плечиках вешают костюмы. Мастера-костюмеры помогают артистам одеться. Перед началом спектакля за кулисами волнуются актёры. На сцене сейчас только один человек Он торопливо, но внимательно осматривает декорации. Нужно в последний раз всё проверить. Человек этот — помощник режиссёра. Он руководит ходом спектакля: даёт звонки к началу, открывает и закрывает занавес, вызывает актёров к выходу на сцену, оповещает работников сценических служб о предстоящей смене декораций. Вот так в мастерских и за кулисами совместным творческим трудом профессионалов и энтузиастов своего дела создаётся и живёт искусство театра. ЗАЧЕМ НУЖЕН РЕЖИССЁР Зрители не видят режиссёра на сцене во время действия, он может появиться только после спектакля — чтобы поклониться вместе с актёрами и поприветствовать зал. Века театр жил, даже не пытаясь задать вопрос: зачем нужен режиссёр? А в наше время, собираясь посмотреть новый спектакль, люди часто интересуются, кто спектакль поставил. В театре всегда был человек, который занимался с актёрами, худож- Режиссёр репетирует с актёрами
сцену из спектакля. 256 Всеволод Мейерхольд на репетиции
оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». Малый оперный театр, Ленинград. никами, решал самые разные задачи — творческие и технические. Но долгое время этот «персонаж» оставался в тени, даже определение для него отыскали не сразу. Лишь к началу XIX столетия в театральной среде стал упоминаться некто главный при подготовке спектакля — создатель сценического мира. На рубеже XVIII—XIX вв. на страницах немецких театральных изданий появилось новое понятие — «режиссура». Однако в разных странах новую фигуру театрального процесса называли по-разному, а от наименования на первых порах зависят и задачи, и формы работы. В русский язык понятие «режиссура» пришло из немецкого: regieren — «управлять». Следовательно, режиссёр — тот, кто управляет, руководит. Во французском языке наименование имеет профессиональный оттенок: режиссёра называют «мастер мизансцены» (фр. metteur en scene). Мизансцена (от фр. mise en scene — «постановка на сцене») — это расположение актёров на сценической площадке в каждый момент спектакля. Чередование мизансцен в том порядке, в котором предписывает пьеса, и рождает сценическое действие. |