|
В Англии режиссёром называли того, кто «производит» спектакль — выполняет организационную работу, предшествующую творческой. С появлением кино создателей театрального спектакля стали называть director — т. е. тот, кто направляет действие и отвечает за всё. Иногда применяют ещё один термин — постановщик. Происхождение этого названия тоже имеет объяснение. Процесс работы над спектаклем предусматривает перевод, переложение литературного текста на особый язык сцены. Режиссёр воспроизводит, т. е. ставит, пьесу на сцене при помощи актёров, художника-декоратора, композитора и др. У режиссёра много задач: он должен быть и организатором, и педагогом, и толкователем текста пьесы — своего рода вождём, «хозяином» спектакля. Главную роль режиссёра и люди театра, и публика осознали не сразу, а постепенно. На протяжении XIX в. само существование новой профессии подвергалось сомнению — и авторы, а иногда и актёры не хотели подчиняться режиссёру. Создатели спектаклей часто распределяли обязанности. Один работал с актёрами, второй решал, как будет оформлена сцена, третий объяснял труппе замысел драматурга и т. д. Не случайно в XIX столетии возникли такие понятия, как изобразительная режиссура (постановщики занимались решением сценического пространства) и словесная режиссура (превращение слова написанного в слово произнесённое). Одни историки считают, что режиссёр существовал с момента возникновения театра, и отчасти они Гордон Крэг. Макс Рейнхардт репетирует сцену
из пьесы У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Экранизирована в США в 257 В XX в. актёры подчиняются режиссёру.
Сцена из спектакля «Ромео и Джульетта». Режиссёр Ф. Дзеффирелли. Театр «Олд
Вик», Лондон. правы: кто-то всегда занимался подготовкой спектакля. Существует и другое мнение: режиссура возникла лишь с появлением особого типа драматургии, которая потребовала сложного построения сценического действия, работы с ансамблем (фр. ensemble — буквально «вместе») актёров, создания сценической атмосферы. Такая драма появилась в последней четверти XIX в., она так и называлась: новая драма. Именно тогда в театр пришли толкователи этой драматургии — режиссёры; они стремились создать на сцене особый художественный мир. Спектакль понимался теперь как нечто цельное, он должен был подтвердить единство замысла режиссёра и актёрской игры. Само понятие «замысел» тоже родилось в конце XIX в. Однако идея режиссуры появилась почти на век раньше: немецкие романтики конца XVIII — первой половины XIX столетия говорили о театральном спектакле как о самостоятельном мире, созданном художником-творцом. Русский писатель и драматург Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) считал, что в театре кто-то должен «заведовать» и трагедией, и комедией. Он такого «актёра-художника» называл «хоро-вождём» (явная аналогия с режиссёром!). «Только один истинный актёр-художник может слышать жизнь, заключённую в пьесе, и сделать так, что жизнь эта сделается видной и живой для всех актёров; один он может слышать законную меру репетиций — как их производить, когда прекратить и сколько их достаточно для того, дабы возмогла пьеса явиться в полном совершенстве своём перед публикой», — утверждал Гоголь, очень точно и развёрнуто определив смысл режиссёрской, постановочной работы. Но в русском театре тогда, в 40-х гг. XIX в., эти высказывания писателя казались лишь несбыточными мечтами, утопией. К самой мысли о необходимости режиссуры в России пришли позднее других европейских стран — лишь в самом конце XIX столетия. |