|
Самый распространённый и популярный вид — драматический театр. Главное выразительное средство — слово (не случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст (он может быть прозаическим или стихотворным). Ещё один вид театрального искусства — опера (см. статью «Музыка Италии» в разделе «Музыка»). В опере условность театра особенно очевидна — ведь в жизни люди не поют, чтобы рассказать о своих чувствах. Главное в опере — музыка. Однако партитура (нотная запись музыки) должна быть представлена, разыграна на сцене содержание произведения раскроется полностью только в сценическом пространстве. Такой спектакль требует особого мастерства от исполнителей: они должны не только уметь петь, но и обладать актёрскими способностями. При помощи звуков актёр-певец способен выразить самые сложные чувства. Воздействие музыкального спектакля — при сильном составе певцов, хорошем оркестре, профессиональной режиссуре — может быть мощным, даже опьяняющим. Оно подчиняет зрителя, уводит его в мир божественных звуков. В XVI в. на основе придворных и народных танцев начал формироваться балетный театр. Само слово «балет» происходит от позднелатинского ballare — «танцевать». В балете о событиях и взаимоотношениях персонажей рассказывают Фёдор Шаляпин в роли Мефистофеля
в опере А. Бойто «Мефистофель». У театральной афиши. 226 движения и танцы, которые артисты исполняют под музыку, сочинённую на основе либретто. В конце XX в. стали распространёнными бессюжетные спектакли, созданные на музыку симфонических произведений. Ставит подобные представления хореограф. «Хорея» в переводе с древнегреческого значит «пляска», а «гра'фо» — «пишу». Следовательно, хореограф «пишет спектакль» при помощи танца, строит пластические композиции в соответствии с музыкой и сюжетом. В балетных спектаклях, как правило, заняты солисты, а также корифеи — именно так в русском театре называли главного артиста кордебалета, танцевавшего на первой линии, ближе к зрителям. Кордебалетом именуют участников массовых сцен. История оперетты насчитывает чуть больше полутора веков. В науке существуют две точки зрения на оперетту. Некоторые учёные считают её самостоятельным видом театрального искусства, другие — жанром (то же можно сказать о мюзикле). Первые спектакли, преимущественно комического содержания, появились во второй половине XIX в. в парижском театре «Буфф-Паризьен». Сюжеты оперетт обычно комедийные, разговорные диалоги чередуются с пением и танцами. Иногда музыкальные номера не связаны с сюжетом, являются интермедиями (см. статью «Жак Оффенбах, Иоганн Штраус и лёгкая музыка второй половины XIX века» в разделе «Музыка»). В конце XIX столетия в США появился мюзикл. Это
сценическое произведение (как комическое, так и драматическое по сюжету), в
котором используются формы эстрадного искусства, драматического театра, балета
и оперы, бытового танца. В оперетте музыкальные фрагменты могут быть вставными,
в мюзикле — никогда, они «растворены» в действии. Мюзикл — искусство для всех
Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто становятся шлягерами. История
мюзикла началась в |