|
Сцена из мюзикла «Хелло, Долли!».
Бродвей, Нью-Йорк. Сцена из оперетты Карла Милёкера
«Заколдованный замок». Рисунок к спектаклю «Раймунд-театра», Вена. Конец XIX в. *Либретто (от ит. libretto — «книжечка») — литературный текст оперы или сценарий для балета и пантомимы, в котором излагается содержание — последовательность действий на сцене. 227 ошеломляющим и
неожиданным. Однако полноправное место среди других видов театрального
искусства мюзикл занял только в 20-х гг. XX столетия. Подобные спектакли стали
появляться сначала в США, а после Второй мировой войны — на сценах Англии,
Австрии, Франции. Наиболее удачные мюзиклы были экранизированы («Кабаре»,
«Шербурские зонтики», «Звуки музыки»). Самый древний вид театральных
представлений — пантомима (от греч. «панто'мимос» — «всё
воспроизводящий подражанием»). Это искусство зародилось ещё в античности.
Современная пантомима — спектакли без слов: это или короткие номера, или
развёрнутое сценическое действие с сюжетом. В XIX столетии искусство пантомимы
прославили английский клоун Джозеф Гримальди (1778—1837) и французский Пьеро —
Жан Гаспар Дебюро (1796—1846). Традиция была продолжена Этьеном Декру (1898—
1985) и Жаном Луи Барро (1910— 1994). Декру основал школу так называемой чистой
пантомимы — чтобы делать на сцене «только то, что не под силу другому
искусству». Сторонники таких представлений считали, что жест правдивее и ярче
слова. Традиции Барро и Декру продолжил знаменитый французский мим Марсель
Марсо (родился в В последнюю четверть XIX в. по всей Европе, но в первую очередь во Франции, стали создаваться театры-кабаре, в которых соединились формы театра, эстрады, ресторанного пения. Наиболее знаменитыми и популярными были «Чёрная кошка» в Париже, «Одиннадцать палачей» в Мюнхене, «Пропади всё пропадом» в Берлине, «Кривое зеркало» в Петербурге. В помещениях кафе собирались люди искусства, и это создавало особую атмосферу. Пространство таких представлений могло быть самым необычным, но чаще всего выбирался подвал — как нечто обыкновенное, но в то же время таинственное, немного запретное, подпольное. С кабаретными представлениями (короткими сценками, пародиями или песнями) и для публики, и для исполнителей было связано особое переживание — чувство Жан Луи Барро в пантомиме
«Лошадь». Актёр выступал с этим номером в течение всей жизни. Сцена из теневого спектакля
«Принцесса на горошине». Студенческий театр МГУ. 80-е гг. 228 «ИГРАТЬ, КАК АЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ТОЛЬКО ЛУЧШЕ» Мысль
о том, что для детей нужно создавать особые театры, возникла давно. Одной из
первых «детских» постановок стала работа Московского Художественного театра. В |