|
Графическая
вариация художника В.Е. Егорова на тему спектакля «Синяя птица». 229 СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ОБРАЗЦОВ Удивительный человек уникальной профессии,
артист-кукольник, писатель, драматург — всё это Сергей Владимирович Образцов
(1901 — 1992). Имя его популярно и в нашей стране и за её пределами. Творчество
и жизнь артиста нашли широкое отражение в книгах, статьях. Его спектакли живут
сегодня в театре, по праву носящем имя Образцова. Такие замечательные постановки, как «По щучьему велению»
( Детство Образцова прошло в интеллигентной московской
семье: отец — инженер-путеец, учёный, позже академик, мать — педагог,
преподавательница русского языка. Способности к рисованию, живописи и графике,
обучение у художников Абрама Ефимовича Архипова (1862—1930) и Владимира
Андреевича Фаворского (1886— 1964), уроки пения, актёрские занятия в
Музыкальном театре под руководством В. И. Немировича-Данченко, исполнение
небольших характерных ролей на сцене Московского Художественного театра,
общение с К.С. Станиславским, наблюдения за повадками животных, птиц, рыб — всё
это шло в творческую копилку. Квартира прославленного мастера была заполнена
стеллажами из аквариумов с разнообразнейшими рыбками. Комнату наполнял гомон
необычных птиц. А началось всё в детстве с материнского подарка —
маленькой куклы Би-Ба-Бо, положившей начало целой серии различных вариантов
кукол, которых называют перчаточными. Они надеваются на руку, как перчатки, и
известны ещё со времён комедий о Петрушке. Подобные куклы существовали и в
Китае, и в Индии, и в Древней Греции и имели имена. Постоянной спутницей выступлений Образцова стала музыка.
Портативная ширма с внутренними карманами, концертмейстер — и вот уже готов
театр одного актёра! Наклонности художника помогали Образцову в создании
кукольного образа. Это могли быть Титулярный советник в инсценировке романса А.
С. Даргомыжского, выпивающий с горя огромную бутыль, или Негр и Старушка в
романсе «Мы сидели с тобой у заснувшей реки», или смешные куклы-обезьяны,
исполняющие романс «Минуточка», подражая А. Н. Вертинскому. Образцов постоянно стремился учиться. Неудачи или
просчёты становились поводом для новых открытий и поисков. Широта эрудиции в
своей профессии подкреплялась знакомством с разнообразными кукольными
представлениями во время зарубежных гастролей. Так, в Англии Образцов
познакомился с куклой Панч, в Германии — с Гансом Вурстом, в Чехословакии — с
Кашпареком и т. д. Характерно, что, высоко ценя искусство своих коллег, он
хотел остаться верным своей самобытности. Размах и разнообразие личного
репертуара не могли не привести к созданию театра. Один за другим рождаются
новые спектакли, переносящие зрителей то в сказку, то в атмосферу эстрадного
концерта. В спектакле «Необыкновенный концерт» участвовала большая группа
актёров — воспитанников Образцова. Здесь звучал «цыганский хор», исполнялся
опереточный дуэт, был смешной конферанс (куклу озвучивал актёр Зиновий Ефимович
Гердт, 1916— 1998). Это представление прошло несчётное количество раз, его
видели зрители многих стран. Хор, оркестр, оформление приблизили кукольный
театр к актёрскому, но специфика кукольного театра осталась. Забавные человечки
вызывали смех и сопереживание аудитории самых разных возрастов. В конце
спектакля из-за ширм выходили кукловоды, появлялся и главный режиссёр Сергей
Образцов — душа театра. |