|
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ На рубеже XV—XVI вв. начался новый период в развитии европейского театра. Искусство, которое создавалось во Флоренции и Венеции, в Лондоне и Мадриде, во многом отличалось от средневекового — прежде всего светским характером. Интерес к культуре Древней Греции и Рима, характерный для эпохи в целом, привёл к возрождению форм античного театра, в частности таких жанров, как комедия и трагедия. Истоки театра Возрождения — в Италии, но подлинных высот он достиг в других странах — Англии и Испании. ИТАЛЬЯНСКИЙ ПРОЛОГ Национальное искусство сцены, не оглядывавшееся на античные образцы, создали комики-потешники, актёры и шуты. Они играли, ловя ре- Сцена театра «Олимпико», Виченца.
Перспективные декорации. 276 акцию зрителей, импровизировали, руководствуясь собственной интуицией. Разыгрывались чаще всего смешные, а иногда и грустные, драматические сценки из жизни современников — горожан и сельских жителей, купцов, ремесленников и бродяг. Сюжеты представлений были просты. Молодые стремились жить, как хочется, не слушали старших, веря своей страсти. Старики заглядывались на юных красавиц, слуги плутовали и выкручивались кто как умел, богатые боялись потерять деньги, а бедные были не прочь жить получше и изобретали разные способы, чтобы разбогатеть. Постепенно в спектаклях появились постоянные персонажи — маски: Арлекин, Бригелла, Коломбина, Пьеро и др. Такой театр получил название комедия дель apme (commedia dell'arte), или комедия масок. Каждый персонаж имел свою маску-характер и настоящую маску, часть костюма. Последняя указывала на особые качества героя: профессиональную принадлежность (доктор, философ — обязательно в очках), социальный тип (хозяин, купец, иностранец). Маски, изготовленные из материи или папье-маше, обычно закрывали лицо до половины. Актёр, один раз выбрав героя, как правило, оставался верен ему на протяжении всей жизни на сцене. Спектакли, заразительные и трогательные, мастерски разыгранные, чаще всего смешные, смотрели зрители Апеннин, а позже — вплоть до конца XVIII в. — почти во всех городах Европы. У публики, по свидетельству очевидцев, «все челюсти болели от смеха». Существовал в Италии и
иной театр — представления так называемой учёной комедии (la commedia erudita). Датой её рождения
считают |