|
Персонажи итальянской комедии
дель арте. Гравюра Ж. Калло. XVII в. Сцена из учёной комедии (подражание
Теренцию). 277 забавах пастухов и
пастушек. На зелёных лугах, под добрым и тёплым солнцем герои пасторалей
пребывали во власти идеальной, чистой любви. Если в комедиях персонажи
заботились об усладах тела, то здесь грезили о духовных пирах. Один из
величайших поэтов эпохи Возрождения — Торквато Тассо (1544— 1595) подарил
европейскому театру полную лиризма и светлого поэтического чувства пасторальную
драму «Аминта» ( КВАРТЕТЫ МАСОК На
сцене комедии дель арте действовали десятки масок. Но главными оставались
четыре — так называемый квартет. На севере и юге Италии сложились разные
квартеты. В северный (венецианский) входили Панталоне, Доктор, Бригелла и
Арлекин, южный (неаполитанский) составляли Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и
Тарталья. В игре неаполитанских масок, энергичных и шумных, было много смешных
моментов, шутовства, трюков, не относящихся к содержанию сценок; северные маски
более солидны и сдержанны, а в некоторых сюжетах даже драматичны. Венецианские
маски часто использовались и позже — вплоть наших дней. Душой
комедий стали маски дзанни, т. е. слуг. Дзанни — искажённое имя Джованни, очень
распространённое в Италии. (В России похожая пара имён — Иван и Ванька.) В
северном квартете слуги — Бригелла и Арлекин. Бригелла — хитрый, злой,
разговорчивый. Он расчётлив и из всех проделок извлекает пользу; умеет интриговать,
водить за нос и надувать. Изначально Арлекин — простак, деревенский парень, не
унывающий даже в очень трудных ситуациях; иногда влюблённый. Со временем
характер персонажа усложнился. Появился и соперник в любви — Пьеро, но
изобретательный, а порой и нахальный Арлекин всегда побеждал
мечтателя-вздыхателя Пьеро, уводил у него Коломбину. В эту женскую маску
превратилась более ранняя — Серветта или Фантеска. Арлекин носил шапочку с
заячьим хвостом и костюм в заплатах. Позже, не в Италии, а во Франции, лохмотья
и заплаты превратились
в праздничные треугольники и ромбики. Маску Арлекина избирали самые лучшие
актёры. Панталоне
был предметом для насмешек. Это старик, который заглядывается на девушек либо —
в другом сюжете — берёт себе молодую жену, а потом тиранит её. В прошлом
отважный мореплаватель, он ведёт себя так, будто всё ещё является покорителем
морских просторов. Доктор
тоже комический персонаж. Герой преисполнен уважения к самому себе: ведь он
юрист, профессор старейшего европейского университета в Болонье. Однако
«учёность» осталась в прошлом. Он понемногу забывает то, что знал: варварски
перевирает латинские цитаты, путает имена и т. д. Доктор говорит грамматически
правильно, но фразы иногда лишены смысла и вызывают насмешки. Панталоне
и Доктор. Арлекин
и Коломбина. Маски
южного квартета оказались не столь популярны, как северные. Самая живучая и
любимая — Пульчинелла, весёлый слуга, умный и саркастичный. Этот персонаж носил
чёрную полумаску, говорил в нос. Иногда Пульчинелла был не молодым слугой, а
комическим стариком наподобие «северного» Панталоне. На голове у него
красовалась остроконечная шапочка, а на боку — деревянная шпага. Для
Пульчинеллы сочинялись специальные сценарии, называемые пульчинеллатами. |