|
Испанский театр Возрождения создал Лопе Феликс де Вега Карпьо (1562—1635), больше известный как Лопе де Вега. Уроженец Мадрида, он начал свою театральную деятельность в Валенсии, возглавив небольшую группу молодых драматургов. Сам Лопе де Вега писал много и очень быстро. Пьеса появлялась за пьесой, и вскоре драматург обрёл невиданную популярность. Ещё при жизни его слава была велика: зрители называли Лопе де Вегу поэтом «неба и земли» и «фениксом гениев». Пьесы шли в публичных театрах и на придворной сцене, на городских площадях и в деревнях во время сельских праздников. Жизнерадостные и поэтичные комедии внушали веру и оптимизм, утверждали—в духе идей Возрождения — способность человека к героизму и самопожертвованию независимо от происхождения. Зрители сочувствовали гордым крестьянам пьесы «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна»), так и не поступившимся своей честью и достоинством, а на представлении комедии «Собака на сене» смеялись над притворщицей Дианой: они понимали, что, в конце концов, любовь победит спесь и отбросит все предрассудки. Испанский театр доказывал, что именно в повседневной жизни рождаются сильные, светлые и высокие чувства — и герои отстаивали право на эти чувства, прибегая к всяческим уловкам, играя и плутуя. Игра во имя жизни, празднество, творимое на глазах у публики, — вот что составляло суть театральных творений Лопе де Веги. Свои взгляды на задачи театра драматург высказал в пьесе «Вымысел, ставший истиной». Главный персонаж — древнеримский актёр играет по приказу Представление в корале. Лопе де Вега. 281 Игра — служение.
Она Даётся нам не для
забавы; Игрой мы исправляем
нравы, Всех возвышать она
должна. Актёр — художник,
и ученье Ему потребно и талант.
Нет, не фигляр
комедиант, Мы ждём в нём к высшему стремленье. Мигель де Сервантес. «Педро де Урдемалас» Король и придворные в одной из
сцен испанского спектакля XVI в. Гравюра. Эскиз костюмов к спектаклю «Валенсианская
вдова» (пьеса Лопе де Веги). Художник В. Козлинский. императора роль мученика-христианина, а затем решает сам стать таким мучеником и идёт на страшную казнь. Актёр не может лишь притворяться, страдания героя должны стать и «страстями актёрской души». Испанские актёры выполняли пожелания драматурга. Они не жалели себя, стремясь развеселить, увлечь или потрясти зрителя. Нередко артисты прямо обращались к публике за поддержкой и сочувствием и будто бы за советом. Как и в шекспировском театре, зрители обступали площадку, а иногда даже сидели на самой сцене. Любя театр, они ощущали себя равноправными участниками сценического действия, подбадривали актёров. Громко сетовали по поводу неудач персонажей, свистели и швыряли на площадку всё, что подвернётся под руку, если были недовольны игрой. Публика приходила на спектакли самая разная. Порой возникали споры и даже драки, иногда весьма жестокие — всерьёз. Поэтому власти с опаской относились к той любви, которую испанцы испытывали к театральному искусству с момента появления на Пиренейском полуострове первых трупп. Случалось, представления запрещали, но каждый такой запрет вызывал столь бурный протест, что спектакли возобновлялись к всеобщему восторгу публики. |