|
Уильям Шекспир. «Гамлет» Уильям Шекспир. разрушающей ненависти («Ромео и Джульетта»), кровавых преступлений, безумия и раскаяния («Ричард III», «Макбет»). Актёры играли и упоение радостями бытия, и страдание от «распавшейся связи времён». В театре Шекспира поиски счастья и гармонии неотделимы от осознания трагизма жизни, а восхищение человеком, «венцом Вселенной, красой всего живущего», — от понимания двойственности человеческой натуры, сочетающей в себе свет и мрак, добро и зло, чёрное и белое. Светлые, жизнеутверждающие комедии («Укрощение строптивой», «Много шума из ничего») и философские пьесы («Гамлет», «Король Лир»), приправленные горечью мудрости, разделяют всего несколько лет. Однако именно эти перемены в драматургии великого англичанина отразили эволюцию идей Возрождения: от безоглядной радости до трагического осознания, что «век вывихнут» и обрушил на человека «целое море бед». Будучи сам актёром, Шекспир никогда не забывал, что пишет для сцены. Драматическое действие должно быть зрелищным, динамичным и эффектным; важная роль отводилась слову. Шекспировский театр обходился без декораций. На площадку помещали предметы, необходимые по ходу пьесы (столы, кресла, скамейки, иногда бутафорские деревья). Большое значение имела в театре Шекспира музыка: актёры играли на различных музыкальных инструментах: гобоях, скрипках, барабанах, лютнях, тамбуринах. В действие включались пение и танцы — это украшало спектакли, придавало представлениям праздничность. Но главным в английском театре эпохи Возрождения оставался актёр. Его голос, пластика, мимика, темперамент завораживали зрителей, заставляли поверить в истинность происходящего на сцене. Своим ис- Лондонский пейзаж с театром
«Глобус». Акварель И. Висхера. Ричард Бёрбедж — главный актёр
шекспировской труппы. Уильям Кэмп — главный комик и
танцор в труппе Шекспира в 90-х гг. Гравюра. XVI в. 280 кусством актёры пробуждали воображение публики, заражали неподдельным весельем или, напротив, заставляли испытывать гнев и сострадание. Звездой труппы театра «Глобус» был Ричард Бёрбедж (около 1567—1619). Женские роли исполняли молодые мужчины, и некоторые из них достигали замечательных успехов. Театр Шекспира стал вершиной развития художественной культуры Англии конца XVI — начала XVII в. Именно в английском театре был прёодолён разрыв между литературной драмой и сценой, в отличие от театра итальянского, где эта пропасть сохранялась долгие годы. ПОД ПИРЕНЕЙСКИМ СОЛНЦЕМ Профессиональный театр
Испании возник в 30-х гг. XVI
в. В указе императора Карла V
о создании театра ( |