|
В германских городах во времена Сакса не существовало специальных театральных зданий — представления разыгрывались на деревянных площадках, построенных на скорую руку, иногда в харчевнях, часто и просто на улицах — в отгороженном месте. Никакого оформления не предполагалось, чаще всего даже занавес отсутствовал. Зрители смотрели спектакли преимущественно стоя, реагировали на происходящее на сцене живо и горячо, как в Испании. Немецкий театр эпохи Возрождения в последующие века был почти забыт. Трагические события — сначала Крестьянская война (1524— 1526 гг.), потом Тридцатилетняя война (1618—1648 гг.) — потрясли самые основы жизни: средь бедствий войны, «средь ужасов и горя» было не до сцены. Ганс Вурст — персонаж ярмарочных представлений. Ганс Сакс. 283 Театральное искусство европейского Возрождения вошло в историю как великая эпоха развития сцены. Пьесы Шекспира и Лопе де Веги стали основой репертуара мирового театра. Их трагедии и комедии заставили современников и потомков признать, что драматургия — полноправный род литературы. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КЛАССИЦИЗМА И БАРОККО Европейский театр в XVII — первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи — классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме. ТЕАТР КЛАССИЦИЗМА: НОРМА ПРЕЖДЕ ВСЕГО Поэтика классицизма была тесно связана с искусством сцены. Этот стиль начал формироваться во Франции — в театральном сообществе, которым руководил актёр Мондори (настоящие имя и фамилия Гийом Дежильбер, 1594—1651). Первым основные принципы нового стиля сформулировал Франсуа д'Обиньяк (1604—1676) в книге «Практика театра». Опираясь на воззрения Аристотеля и Горация на драматургию, д'Обиньяк изложил требования к образцовому театральному спектаклю. Произведение должно следовать за- Внутренний вид театра «Пале-Кардиналь»,
Париж. XVII в. 284 Театральные представления времён
Людовика XIV в парке
Тюильри (слева) и в одном из залов Версаля. кону трёх единств — иначе публика не воспримет сценическое представление, не «насытит» свой разум и не получит никакого урока. Первое требование — единство места: события пьесы должны происходить в одном пространстве, никакой перемены декораций не допускалось. Местом действия трагедии часто становился зал дворца; комедии — городская площадь либо комната. Второе требование — единство времени, т. е. примерное совпадение (полного достичь не представлялось возможным) продолжительности спектакля и периода, в который разворачиваются события пьесы. Действие не должно было выходить за пределы суток. Наиболее серьёзным оказалось последнее требование — единство действия. В пьесе должна присутствовать одна сюжетная линия, не отягощённая побочными эпизодами; ей надлежало разыгрываться последовательно, от завязки к развязке. К теории классицизма во
Франции XVII в.
относились со всей серьёзностью. Позже новые драматургические правила
разрабатывались Французской Академией (учреждена в |