|
театральной сцене могла быть проиллюстрирована и представлена с необходимой наглядностью. В Мадемуазель Шаммеле — актриса
«Комеди Франсез». 285 Дон
Родриго. Померяться любовь решила с долгом силой. Чтоб за отца отмстить, проститься надо с милой. Вот и возмездие за месть отцу Химены: Меня родной отец толкает на измену! Нет, нераздельна честь: предать любовь свою Не лучше, чем сробеть пред недругом в бою». Пьер
Корнель. «Сид» оказывается в неразрешимой ситуации, переживает глубокий внутренний конфликт. Он ищет смерти в бою, но выходит победителем — его смелость и воинское мастерство признают все. Невеста Родриго понимает, какие жестокие противоречия разрывают душу любимого. Она прощает Родриго и становится его женой. Для трагедии классицизма характерен культ разума, долг всегда побеждает чувство. Второй трагический
драматург эпохи классицизма — Жан Расин (1639—1699). Он пришёл в театр спустя
три десятилетия после премьеры «Сида». В Троянской войны. Один из современников писал, что этот спектакль «вызвал почти столько же шума, как „Сид". Повар, кучер, конюх, лакей — все, вплоть до водоноса, считали нужным обсуждать „Андромаху"». Снова в центре трагедии — конфликт между долгом и чувством. Андромахе предложен выбор: смерть или ответ на сильное и искреннее чувство Пирра, сына убийцы её мужа. Героиня решила сочетаться браком с Пирром и, взяв с него клятву, что он не погубит её сына, покончить с собой, чтобы не изменить памяти мужа. Андромаха спокойна, потому что сознаёт свой долг и правоту. В итоге Пирр гибнет. Андромаха побеждает, её спасает верность долгу и способность к самопожертвованию. Произведения Расина требовали иной исполнительской манеры, чем пьесы Корнеля, — более тонкой, психологически выверенной, лиричной. В центре расиновских трагедий чаще всего стоит женщина. Именно ей, хрупкой и ранимой, предназначено сделать последний выбор перед лицом жестоких обстоятельств — как Федре (трагедия «Федра») и Беренике (трагедия «Береника»). Расин сам работал с артистами, учил их правильно, продуманно и в то же время эмоционально произносить текст, понимать мелодику стиха. Сильные чувства следовало облекать в прекрасную форму — уметь сочетать ритм действия со звучанием александрийского, «двойною рифмой оперённого» стиха. Постепенно для передачи на сцене различных чувств в театре французского классицизма выработалась система интонаций и жестов. Бытовые и некрасивые позы были запрещены — облик и пластика трагического героя или героини должны были всегда оставаться величественными и благородными. |