|
Театральные идеи
классицизма подытожил поэт, критик и теоретик искусства Никола Буало
(1636—1711) в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» ( Жан Расин. Сцены из трагедий Ж. Расина
«Андромаха» (слева) и «Береника». Гравюра. 286 поэтики по стилю близки к эпиграммам и афоризмам, поэтому легко запоминаются. Основной принцип — преклонение перед разумом: Любите же разум вы; пусть он в стихах
живёт Один и цену им, и красоту даёт. Репертуар французского театра эпохи классицизма наряду с трагедией включал и комедии. Создателем комедий стал Жан Батист Мольер (1622—1673). Мольер — это псевдоним, настоящая фамилия — Поклен. Актёр и драматург сменил имя, чтобы не позорить отца — почтенного королевского мебельщика и обойщика. Профессия актёра в XVII в. считалась греховной. В конце жизни актёры были вынуждены, покаявшись, отрекаться от своего ремесла. В противном случае Церковь не разрешала хоронить их на кладбище, и усопшие обретали последнее пристанище за церковной оградой. Сценический опыт Мольер
приобрёл в провинции. Под влиянием итальянского театра он писал фарсовые
сценки. Осенью Сцена из спектакля «Школа жён» (комедия
Ж. Б. Мольера). Гравюра. XVII в. Сценическая площадка «Комеди
Франсез». Гравюра. XVII в. Федра.
Но тщетно было всё — и фимиам, и кровь: Неисцелимая пришла ко мне любовь! Я, вознося мольбы богине Афродите, Была погружена в мечты об Ипполите, И не её — о
нет! — его боготворя, Несла свои дары к подножью алтаря. Тесей.
Мой сын! Преемник мой! Он сгублен мной самим! Как страшен гнев богов, как неисповедим!.. Жан
Расин. «Федра» Тит.
Так что же, Тит злосчастный? Ведь Береника ждет. А ты придумал ясный безжалостный ответ? Чтоб устоять в борьбе, Найдёшь достаточно жестокости в себе? Здесь слишком мало
быть и стойким, и суровым — К слепому варварству отныне будь готовым! Жан
Расин. «Береника» Жан Батист Мольер. 287 Представление
в Версале. Пьеса
Ж.Б. Мольера «Мнимый больной». или Обманщик». Главный персонаж — пройдоха и обманщик, лицемер и сладострастник — носил сутану, и властьимущие решили, что пьеса оскорбляет и саму Церковь, и влиятельную организацию «Общество Святых даров». Пьесу запретили, и Мольер в течение пяти лет добивался её постановки в собственном театре. Наконец разрешение было получено, и спектакль прошёл с огромным успехом. Сам автор играл доверчивого Оргона — жертву плутней и козней обманщика Тартюфа. Лишь вмешательство короля (такой поворот сюжета был в духе XVII в., в духе классицизма) спасло семью несчастного Оргона от разорения и тюрьмы. |