|
Опыт Мольера-драматурга неотделим от опыта Мольера-актёра. Взгляды на искусство сцены, на разницу в игре трагических и комических актёров были блистательно воплощены Мольером в собственной театральной практике. После
«Тартюфа» Мольер написал и поставил две комедии, ставшие бессмертными. В пьесе
«Дон Жуан, или Каменный гость» ( По-иному,
чем в «Дон Жуане», мотив вольнодумства и свободной воли трактовался в
«Мизантропе» ( Мольер в своих пьесах отвергал классицистическую теорию трёх единств, за что его не уставали критиковать, нарушал строгие правила. Умер Мольер на сцене. В последние годы жизни он задыхался, ему стало тяжело произносить стихи, поэтому для себя драматург писал роли в прозе. По распоряжению архиепископа Парижа Мольера хоронили так, как хоронят самоубийц, — за церковной оградой. Много позже Франция отдала своему гению почести, которых он так и не удостоился при жизни. История классицизма не заканчивается в XVII столетии. В следу- Актёр
в костюме персонажа пьесы Ж.Б. Мольера «Плутни Скапена». Представление
в Версальском парке комедии-балета Ж.Б. Мольера «Удовольствия на очарованном
острове». Гравюра. XVII в. 288 ющем веке некоторые его принципы стремились возродить драматург и философ Вольтер, актёры Лекен и Клерон, поэты и музыканты. Однако в XVIII в. классицизм уже воспринимался как стиль устаревший — и в преодолении классицистических норм родилось искусство века Просвещения. ТЕАТР БАРОККО: ИГРЫ СУДЬБЫ И СЛУЧАЯ Театр Англии, Германии и Италии в XVII столетии отдал предпочтение иному художественному стилю — барокко. Название, возникшее позже, чем сам стиль, ведёт происхождение ВОЛЬТЕРОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ Французский
писатель и философ-просветитель Вольтер (настоящие имя и фамилия Франсуа Мари
Аруэ де Вольтер, 1694—1778) считал, что принципы классицизма отвечают национальному
характеру французов, их пониманию роли государства и правителя. Великими
драматургами он считал Корнеля и Расина. Большое значение Вольтер придавал
театральному искусству, именно со сцены он намеревался проповедовать идеи
нового века. В эпоху Просвещения идеи разума становились неотделимы от
требования терпимости, в первую очередь религиозной. Следует уважать убеждения
другого, даже в том случае, если они противоречат твоим собственным, — таким
было кредо Вольтера. Аля сцены драматург писал в течение шестидесяти лет, сам
занимался с
актерами, стремясь привнести в манеру исполнения, сложившуюся в XVII в., больше чувства и даже чувствительности. Тема
вольтеровских трагедий «Заира» ( |