|
публики
был Анри Луи Лекен (настоящая фамилия Кен, 1729—1778). Его внешность не в
полной мере отвечала требованиям, предъявлявшимся к трагическому герою, но он
умел убеждать публику в своей страсти и значительности. Ипполит
Клерон (настоящие имя и фамилия Клер Жозеф Ипполит Лерис де Латюд, 1723—1803)
не только своими ролями, но и поступками в реальной жизни являла пример
служения долгу и истине. Клерон пыталась добиться гражданского равноправия для
актёров, но, потерпев неудачу, в знак протеста в В
историю театра XVIII в. Вольтер вошёл и как главный
противник традиций Шекспира. Поклонник Корнеля и Расина, он был убеждён, что
художник не должен слушать голос стихии — только трагедия, написанная по всем
законам классицизма, может служить высоким общественным идеалам. Вольтер
и муза. Гравюра. XVIII в. Иллюстрация
к пьесе У. Шекспира «Буря». Офорт неизвестного художника. XVIII в. *Мизантроп — человек, который не любит людей, отчуждён от них. 289 Спектакль в барочном театре. от итальянского слова barocco — «причудливый», «странный». Хронологические рамки существования барокко в театральном искусстве размыты; нет и завершённой, как в классицизме, программы и теории барочной сцены. В театрах разных стран черты этого стиля проявляются в разное время. Так, в Англии барокко возникает на излёте Возрождения, в Италии его признаки видны в пасторалях; не чужд барочности и испанский театр XVII в. Во Франции же драматическая сцена почти не знала барокко. Барочный мир подвижен и чаще всего враждебен людям. Жизнь призрачна — то ли сон, то ли явь. Человек утратил цельность натуры: он бывает добрым и злым одновременно и за себя не отвечает — всё может случиться. Он игрушка в руках жестокой судьбы, а никак не проводник воли Всевышнего. В барочном театре царствует случай, а не закон, как на классицистской сцене. В творчестве английских драматургов, пришедших в театр после Шекспира, появляются очень сложные, запутанные сюжеты. Нравственные оценки размыты: чёрное иногда может быть представлено как белое и наоборот. На сцене стали торжествовать злые силы, главной становится идея vanitas (лат.) — т. е. суетности и непостоянства мира. Человека подстерегают несчастья и неожиданности. А раз так, то нужно жить, наслаждаясь, не подавляя страсти, а отдаваясь им. Персонажи трагедий Джона Вебстера (1580— 1625) и Джона Форда (1586 — около 1639) — драматургов, вошедших в театральную жизнь почти одновременно (чуть позже) с Шекспиром, — очень отличаются от шекспировских героев. Они способны на изощрённые преступления и испытывают особое удовольствие, нарушая нравственные законы. Театр эпохи Возрождения внушал зрителям, что человек вопреки всему — прекрасен. В постшекспировском театре человек ужасен, хотя, быть может, и велик. Персонажи сценических творений Вебстера (например, «Герцогиня Амальфи») и Форда («Как жаль её развратницей назвать») становятся врагами не только для других, они враги самим себе. Пьесы этих драматургов называют маньеристскими. |