|
В
Германии XVII столетия пьесы для иезуитских коллегий и придворных сцен
писали поэты — приверженцы барочных форм в театре и литературе. Эти драмы
больше подходили для чтения, чем для постановки в театре. Запутанный сюжет,
фантастические существа, полные риторики монологи — всё это не очень привлекало
немецких актёров. Они предпочитали пьесы Шекспира и французских драматургов,
перекраивали их на барочный лад, добавляли аллегорические фигуры. Особенно
популярной была фигура Ночи — с её помощью обозначали время действия. Сложные
сценические эффекты были очень распространены в театре XVII в. в парках, садах и даже на воде, на плотах. Начали эти опыты итальянцы, позже подобные зрелища появились в Испании, а затем и при французском дворе. Во Франции признаки барокко соседствовали с классицистскими, что выражалось в чёткости сценических построений, в традиционной для классицизма нормативной практике. В XVII столетии пышные спектакли стали играть при дворе в Вене, столице империи Габсбургов. В спектаклях использовалась сложная техника: рычаги и блоки, кулисы, двигавшиеся по специальным рельсам, люки, подвесные цепи для полёта волшебных существ. Сцену создатели барочных действ понимали как зримый образ прекрасного мира, полного чудесных превращений и потрясавшего душу зрителей фантастическими событиями и чарующей красотой. Публика должна была осознать и ценность прекрасного, и его бренность. В дворцовом плавучем
театре недалеко от Мадрида летом была представлена пьеса-фантазия Кальдерона «Фаэтон — сын солнца». Площадку, сооружённую посреди дворцового пруда, освещали тысячи свечей. Король и придворные плавали вокруг сцены на лодках, а в перерыве между действиями ужинали. В XVIII в. барочные трагедии и оперные либретто писал итальянский поэт и либреттист Пьетро Метастазио (настоящая фамилия Трапасси, 1698—1782). Он работал в Неаполе, а потом переехал в Вену, где всегда интересовались итальянским искусством. Метастазио перерабатывал античные сюжеты, использовал исторические коллизии. Усложнённые сюжетные построения, бурные страсти, запутавшиеся в своих желаниях и намерениях персонажи сочетались у Метастазио со стремлением к ясности и назидательности. Это и понятно: расцвет классицизма был уже в прошлом, но традиции французской сцены XVII столетии успели занять своё законное и прочное место в истории культуры. * Коллизия (лат. collisio — «столкновение») — столкновение противоположных сил, стремлений, интересов. 292 МЕЖДУ РАЗУМОМ И ЧУВСТВОМ. ТЕАТР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ Век Просвещения, как называют XVIII столетие, был эпохой научных открытий и временем создания первой энциклопедии. Сама жизнь пробуждала творческую фантазию и способствовала проведению реформ театрального искусства. На сцене, считали деятели Просвещения, должен предстать человек разумный и сильно чувствующий. Поэтому большие требования предъявлялись к актёрам — их впервые стали воспринимать не только как «слуг его величества короля», но и как творческих людей — художников, а не ремесленников. В XVIII в. появилось много сочинений, посвящённых театру. Это «Гамбургская драматургия» Готхольда Эфраима Лессинга (1729—1781) — развёрнутый дневник двух сезонов Национального театра в Гамбурге, «Заметки о театре» немецкого драматурга Якоба Михаэля Рейнхольда Ленца (1751—1792), сочинения французских просветителей — Жана Жака Руссо (1712— 1778), Луи Себастьена Мерсье (1740—1814) и Дени Дидро и т. д. |