|
Много внимания Гаррик уделял работе с актёрами над текстом пьесы. Благодаря ему на английскую сцену вернулись сочинения Шекспира. (Сам Гаррик сыграл в тридцати пяти пьесах великого драматурга.) Шекспировский репертуар стал шко- Сцена из балладной оперы Джона
Гея «Опера нищего». Офорт У. Блейка по гравюре У. Хогарта. Конец XVIII в. 294 лой актерского мастерства
для труппы «Друри-Лейн», а позже и для провинциальных трупп. В Изменения в немецком
театре связаны с именем Фридерики Каролины Нейбер (1692—1760). В
противоположность буффонадам Ганса Вурста Нейбер ставила французские
классицистические трагедии, которые, по мнению актрисы, развивали душу и
нравственно воспитывали зрителя. В Сценические реформы, уже в Гамбурге, продолжил Фридрих Людвиг Шрёдер (1744—1816). Он прошёл путь от уличного акробата до исполнителя высокой трагедии. Шрёдер впервые в истории немецкого театра сделал обязательным для участников спектакля подробный анализ текста пьесы. Актёры в своей игре должны были следовать художественному замыслу всей постановки. Шрёдер отрицал классицистическую декламацию, стремился к «правде жизни». Под влиянием его творческих принципов сложилась актёрская гамбургская школа. «ПАРАДОКС ОБ АКТЕРЕ» Дени
Дидро дружил с известнейшим английским актёром Дэвидом Гарриком, и однажды за
дружеским столом между ними вышел спор о том, что же является главным в
творчестве актёра — разум или чувство. Гаррик вышел из комнаты, затем заглянул
в неё — и на его лице отразилась целая гамма чувств: удивление, потрясение,
ужас, восторг, умиление, грусть, а затем то же самое — но в обратном порядке.
Этот случай произвёл на Дидро огромное впечатление и стал поводом к созданию
«Парадокса об актёре». В
этом трактате спорят два собеседника. Позиция самого автора объединяет точки
зрения спорящих, хотя доводы каждого имеют
существенные изъяны. Парадокс в том и заключается, что актёру, с одной стороны,
необходимо иметь воображение, без которого творчество немыслимо, а с другой —
чувства актёра должны управляться разумом. «Слёзы актёра текут из его мозга» —
эти слова Дидро стали своеобразным афоризмом в актёрской среде. Книга Дидро
«Парадокс об актёре» стала впоследствии настольной книгой практиков и
теоретиков театра. Дени Дидро. Готхольд Эфраим Лессинг. Дэвид Гаррик в роли Ричарда III. 295 ФРАНЦУЗСКАЯ КОМЕДИЯ В XVIII ВЕКЕ Театр
французской комедии — «Комеди Франсез» — был создан королевским указом в |