|
Мистерии писались на религиозные и исторические темы; иногда посвящались современным событиям. Патетические или драматические сцены чередовались с сатирическими. В таких эпизодах участвовали черти: они прыгали, кувыркались, выкрикивали смешные и даже непристойные фразы, но всегда бывали побеждены посланцами Бога. Иногда Избиение младенцев. Миниатюра. XIII в. Один из мистериальных
сюжетов. 272 в библейские сюжеты вставляли эпизоды, которых нет в Библии. Так, в английской рождественской мистерии «Вифлеемские пастухи», посвященной приходу трёх странников в хлев, где родился Иисус, главное действующее лицо — некий Мак. Он крал ягнёнка, дрался и дебоширил. И лишь к финалу воцарялась торжественная благостная атмосфера, и раздавалось ангельское пение: «Слава в вышних Богу и мир на земле». Действовали в мистериях не только библейские герои. Среди персонажей — девушка Иоанна, которая, по преданию, сумела занять папский престол в Риме; борец за свободу, защитник бедных и обездоленных Вильгельм Телль. Текст представлений всегда утверждали церковные или светские власти. Обязательным участником мистерий был шут. Его легко узнавали по яркому костюму: на голове — шапка с ушами, похожими на ослиные, а в руках — погремушка с горохом. Шут взбирался на подмостки в самые неподходящие моменты действия и нёс околесицу — эти шутливые монологи называли «толчёным горохом». Для создания сценического эффекта применяли технические трюки. В бассейны с водой ставили скамейки — и Христос шёл по водам; чтобы в нужный момент из пасти дракона вырвалось пламя, использовали металлические трубки со спиртом. Персонажа, который должен претерпеть телесные мучения, незаметно подменяли куклой, а затем на глазах у потрясённой публики отрубали кукле руки. В представлении участвовали даже животные. Иногда их заменяли чучелами, которые могли двигаться благодаря механическим устройствам. Так, в сцене Рождества Христова чучела «склонялись» над младенцем и «дышали» на него (чтобы обогреть). Сложные трюки — полёты и прыжки — были небезопасны: актёры нередко получали увечья. Организаторы представлений следили за тем, чтобы действие развивалось чётко, по сценарию. Впрочем, импровизации в мистериях Бронзовая статуэтка, изображающая
итальянского шута. «ЧУДО О ТЕОФИЛЕ» Один
из самых известных мираклей — «Чудо о Теофиле» Рютбёфа (около 1230—1285)
перевёл на русский язык А. А. Блок. В центре действия — история о том, как
человек продал душу дьяволу. Теофил промотал богатство, и волшебник уговорил
его подписать договор с Сатаной. Теофил получил и чины, и богатство, но теперь
должен жить «не по правде». В конце грешник раскаивается и умоляет Мадонну
простить его. Последний эпизод особенно нравился зрителям. Святая Дева ругает
Сатану: «Вот я намну тебе бока» — и прогоняет его, а Теофил возвращается к
праведной жизни. Сцена
из спектакля «Чудо о Теофиле». Старинный театр, Санкт-Петербург. Режиссёр Н.
Евреинов. 273 ПОТОП И ДРАКОНЫ Большое
внимание организаторы мистерий уделяли обустройству пространства, в котором
следовало разыграть какое-либо действо. В Англии представления проходили на
специальных повозках: актёры переезжали с одной городской площади на другую, их
встречали всё новые и новые зрители. А во Франции играли либо в специально
сооружённых домиках-беседках, либо на главной городской площади возводили
большой помост в виде кольца. Такой помост с сидящими вокруг зрителями
напоминал греческий амфитеатр. |