|
Мистерии
обходились городской казне недёшево. Публика любила театральные эффекты и
ждала, что библейский Ной будет спасаться от потопа в настоящем ковчеге.
Поэтому цех корабельщиков сооружал такой деревянный ковчег, а цех пожарных
устраивал в городе настоящий потоп. В городе Бурж (Франция) в одной из мистерий
участвовал дракон. Это было чудовище «...примерно Представление
мистерии. Миниатюра. XV в. Искушение Христа. Миниатюра. XIII в. Подобные сюжеты часто
использовались в мистериях. допускались; особенно часто «выходили» из роли черти и шуты. В одной руке организаторы обычно держали текст, в другой — палку-указку наподобие дирижёрской. Этой же палкой наказывали нерадивых участников спектаклей. Исполнение мистерий превращалось в грандиозную игру, увлекавшую и актёров, и зрителей. Актёров (а их требовалось очень много) отбирали из числа горожан, обращая внимание больше на внешность, чем на талант. Игра в мистерии была занятием почётным, и желающих участвовать в спектакле, особенно в ролях святых и самого Христа, всегда находилось больше, чем действующих лиц. Порой даже устраивались торги — за роль следовало заплатить установленную властями сумму. Представления готовились долго и шли не день и не два — иногда около месяца. Каждое утро зрители приходили на площадь, усаживались на деревянные скамейки, сколоченные специально к этому случаю, и смотрели благочестивые истории из жизни Христа и апостолов, которые перемежались сценками, напоминавшими о повседневном житье-бытье. Публику порой приходилось успокаивать, и тогда на площадку выбегал чёрт и грозил адскими карами тем, кто ведёт себя неподобающим образом. Начиная с XV в. за присутствие на
представлении ввели плату. Участники мистерий постепенно становились
профессиональными актёрами. Возникли союзы, которые занимались подготовкой этих
грандиозных спектаклей. В В XV столетии в Англии и Франции стали играть пъесы-моралите. Они обязательно содержали мораль (отсюда название жанра), т. е. нравоучение. Персонажи таких пьес олицетворяли определённые понятия и явления: Добро, Зло, Глупость, Разум, Веру, Распутство, Непослушание, Любовь, Войну, Голод, Покаяние, 274 Средневековая миниатюра из
«Трактата о благоразумии». Аллегорический сюжет. Пост и т. д. Герои вели себя как живые люди — спорили друг с другом, огорчались и радовались, побеждали или, наоборот, терпели поражения. У каждого персонажа был характерный сценический облик, костюм. Любовь держала в руках сердце, Лесть — лисий хвост, Глупость «украшали» ослиные уши. Хаос изображал актёр, облачённый в свободный, колышущийся серый плащ. Скупость, одетая в отрепья, прижимала к груди мешок с золотом. Историки театрального искусства спорят о том, что обозначало Зеркало — Совесть или Себялюбие. Наслаждение держало в руках апельсин. Разум вёл Человека к Вере за руку. Путь от Греха к Вере был короток: от одного конца сцены до другого, но публика, уже привыкшая к условности сценического действия, понимала, что это долгий и тернистый путь. |