|
«РУССКИЙ ПАЦИЕНТ» РЕЙФА ФАЙНЗА Английский
актёр Рейф Файнз (родился в Глядя
на Иванова в исполнении Файнза, зритель в какой-то момент осознавал, что герой
просто болен. И тогда сразу обретали и смысл, и объяснение, и оправдание его
бесконечные, мучительные монологи — монологи человека, почти маниакально
сосредоточенного только на себе самом, постоянно испытывающего неутолимую
потребность говорить о себе. Не важно с кем — но всякий раз доводя себя почти
до истерики, до изнеможения, чуть ли не до припадка. Играя Иванова, Файнз
словно играл и гоголевских безумцев, и «идиотов» Достоевского... Играл
«русского пациента», которого равно сводят с ума и исступлённая ненависть
доктора Львова, и придуманная, «книжная» любовь Саши, и «заботы» друга
университетской молодости Лебедева, и хамство управляющего Боркина. Каждый из
этих персонажей пытался на свой лад объяснить Иванову его самого. Но это никому
из них не дано, ибо Иванов — «русский пациент» с гамлетовскими корнями, и
безумие его — это безумие человека, загнанного в ловушку, затравленного,
доведённого до предела отчаяния. Однако
Иванов Файнза — Гамлет, лишённый стержня. И потому не осталось у него больше
желаний, кроме одного — кончить этот балаган, в который превратилась жизнь! В сцене
финального выстрела было и в самом деле что-то пародийно-балаганное, почти
юродство. Знакомый,
казалось бы, чеховский персонаж неожиданно оказался интригующе интересным —
странный «русский пациент», сыгранный английским актёром, который обладает
голосом, заставляющим по-новому расслышать слова и монологи трагического героя
русской литературы. Рейф
Файнз в роли Иванова. Театр «Алмейда», Лондон. 323 Портера. Ещё более впечатляющими оказываются его внутренняя дисгармония и опустошённость. Драматурги «осборновского
призыва», получившие почти сразу звучное название молодые рассерженные (это
направление вновь, как и в начале XX в., нарекли новой драмой), на много лет вперёд определили лицо
английского театра. У каждого из них оказался собственный путь, своя тема, своя
интонация: подчёркнутая прозаичность Арнольда Уэскера (родился в Новое и старое поколения
встретились во многом неожиданно. Первым, кто пересёк казавшуюся непреодолимой
границу, обозначив тем самым её надуманность и искусственность, был Лоренс
Оливье. Великий артист сыграл маленького неудачливого актёра мюзик-холла Арчи
Райса — главную роль в пьесе Джона Осборна «Комедиант» ( Не случайно, наверное,
именно Лоренсу Оливье, наконец, удалось то, о чём на протяжении нескольких
столетий мечтали выдающиеся мастера английского театра: в |