|
Едва
ли не самым примечательным спектаклем начала 90-х гг. был «Ричард III», поставленный художественным руководителем
Национального театра Ричардом Эйром. Иэн Маккеллен исполнил в нём главную роль.
Режиссёр не случайно перенёс действие в XX
столетие: он хотел показать, как человек, оказавшийся на вершине власти,
превращается в хладнокровного убийцу
и диктатора. У Ричарда Маккеллена не было традиционного горба — лишь
неподвижная левая рука в кармане шинели. Режиссёр и актёр лишили героя
магнетизма, некой дьявольской обольстительности. Напротив, и в Яго, и в Ричарде
актёр выявил заурядность зла, изобразил убийцу из толпы. Однако, как отмечали и
сторонники спектакля, и его противники, сыгранный Маккелленом «феномен зла» — в
чистом виде, лишённый романтических котурнов — оказался более страшным именно
из-за повседневности, банальности. В финале спектакля Ричарда убивал не
одиночка Ричмонд, но разъярённая толпа — словно стихия народного гнева
обрушивалась в порыве очищения на того, кто принёс скверну. Интересны
шекспировские монопрограммы, созданные Маккелленом, — «Слова, слова, слова» ( Иэн
Маккеллен. театра «Олд Вик» открылся первый в истории Англии Национальный театр. Пригласив в качестве помощника по литературной части молодого театрального критика Кеннета Тайнена (1927—1980), Оливье тем самым дал понять, что главное назначение Национального театра — быть не театром-музеем, но отражать в постановках дух нации, её современные проблемы. В XX в. Генри Ирвинг первым среди английских актёров был возведён в рыцарское звание. Незадолго до своей кончины Лоренс Оливье стал первым актёром, удостоенным титула лорда и пэра Англии. Это была не только высокая оценка личных заслуг, но и признание профессии. Английский театр XX в. — театр режиссёрский;
одним из выдающихся представителей этой профессии является Питер Брук (родился
в |