|
Творческий путь режиссёра чётко делится на два периода: английский, в основном связанный с Королевским Шекспировским театром, и второй, парижский. Он начался 325 в Век расшатался, и скверней всего,
что я рождён восстановить его! — вновь и вновь провозглашает, вступая на сценические подмостки, очередной принц Гамлет. И то, как актёр произносит эти бессмертные, бесконечно многозначные слова, как и во времена Шекспира, определяет суть и смысл не только искусства театра, но и жизни Англии. СУМРАЧНЫЙ ГЕРМАНСКИЙ ГЕНИЙ. НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР XIX—XX ВЕКОВ Искусство сцены и драматургия в Германии в XIX в. часто существовали независимо друг от друга. Одним из драматургов «без сцены» стал Георг Бюхнер (1813—1837) — художник, намного опередивший своё время. Его творчество открылось театру только в XX столетии. Первой пьесой Бюхнера
стала «Смерть Дантона» ( Второе знаменитое
произведение Бюхнера — пьеса «Войцек» ( НОВАЯ ДРАМА И НОВАЯ СЦЕНА Если середина XIX в. отмечена в немецком
театре относительным затишьем, то последняя треть столетия — время расцвета
сценического искусства Германии. В немалой степени достижениям в области театра
способствовало объединение страны ( В Германии создателем новой драмы стал Герхарт Гауптман (1862— Сцена из спектакля «Смерть
Дантона» (пьеса Г. Бюхнера). Режиссёр А. Ланг. «Дойчес-театр», Берлин. Георг Бюхнер. 326 МЕЙНИНГЕНЦЫ В
немецком городе Мейнинген в середине XIX столетия
проживало всего восемь тысяч человек, однако местный театр был известен по всей
Европе. В 1866— 1891 гг. труппу возглавляли режиссёр Людвиг Кронек и герцог
Георг II (1837—1891). Именно при нём были выработаны
художественные принципы мейнингенской труппы. Кронек был для актёров
руководителем и учителем — деспотичным и властным, ему подчинялись
беспрекословно. Он создал единый ансамбль исполнителей; ведущие актёры при
необходимости участвовали в массовых сценах. Большое значение режиссёр придавал
исторической достоверности материальной среды: костюмам, декорациям, бутафории.
К тексту пьес при постановке всегда относились бережно. Особенно тщательно
Кронек разрабатывал массовые сцены — продумывал звучание реплик, партитуру
шумов; массовка распределялась по группам, к каждой из которых прикреплялся
опытный артист (старшина). Антракт в спектаклях мейнингенского театра длился
всего семь-восемь минут: декорации меняли очень быстро; в этой работе принимали
участие и актёры. Репертуар театра складывался из классических пьес Шекспира
(«Макбет», «Венецианский купец», «Укрощение строптивой»), Шиллера
(«Разбойники»), Ибсена. Первый триумф мейнингенцев — постановка ( |