|
Елена
Вайгель в спектакле «Мамаша Кураж и её дети». 330 ХАЙНЕР МЮЛЛЕР. БЕЗ НАДЕЖДЫ На
протяжении более чем трёх десятилетий театральный репертуар не только в Европе,
но и в мире определяли пьесы немецкого драматурга Хайнера Мюллера (1929— 1995).
Эти произведения идут на сценах Франции и Мексики, Польши и Бельгии,
Скандинавских стран и Италии. Попытки
разобраться в трагедиях XX столетия и
проблемах немецкой истории привели Мюллера к необходимости использовать приёмы
гротеска, параболы и ярмарочного балагана, экспрессионизма и сюрреализма. Мир у
Мюллера погружён в хаос, из которого человечеству выбраться не суждено. Чёрный
туман, клубящийся у истоков времён, окутывает и нынешнюю эпоху. В своих
сочинениях — будь то пьесы с самостоятельным сюжетом или версии шекспировских и
античных трагедий — драматург отрицает прогресс. Он считает, что человечество
заблудилось на своем историческом пути, существует в ситуации вечно длящегося
заката. Зеркало,
которое Мюллер держал перед миром, отнюдь не кривое, оно — бесстрастное и
беспощадное. Европа часто узнавала себя в нём. В апреле На
российской сцене драматургия Мюллера не прижилась, и причины здесь разные.
Немецкая публика привыкла, в отличие от русской, к сложным словесным пассажам,
к логическим парадоксам. Сравнительно благополучной Европе есть на чём
отдохнуть после мрачных мюллеровских гротесков, а у нас в России чаще всего
отдыхать не на чем. И в насторожённом отношении к творчеству Мюллера играет
немалую роль чувство самосохранения. Ещё романтики предупреждали: нельзя
безнаказанно заглядывать в бездну — можно упасть. Хайнер
Мюллер не только заглянул в эту бездну — он прожил там жизнь, что и сократило
его земные дни. Драматург ушёл из жизни, а театры снова и снова обращаются к
его пьесам. Хайнер
Мюллер. ПЕТЕР ШТАЙН Немецкий
режиссёр Петер Штайн (родился в Штайна
всегда интересовала современная драматургия: сочинения немца Бото Штрауса
(родился в В
его чеховских и горьковских спектаклях чувствуется прекрасное знание традиций
К. С. Станиславского и Московского Художественного театра. Сцена
из спектакля «Пер Гюнт» (драма
Г. Ибсена). Режиссёр
Петер Штайн. Театр
«Шаубюне», |