Предыдущая Следующая
В 1931 г. Лорка стал
руководителем передвижного студенческого театра под названием «Ла Баррака».
Сначала участники труппы намеревались познакомить публику с испанской
драматургией золотого века. Однако Лорка понял, что необходим и современный
репертуар — новая поэтическая трагедия.
Свои взгляды на
театральное искусство Лорка изложил в «Беседе о театре» (1935 г.). Это своеобразная
лекция, с которой драматург выступил в Мадриде перед показом своей трагедии
«Йерма» (1934 г.).
Спектакль играли ночью, зрителями были артисты, люди театра, художники. Так что
с программным выступлением Лорка обращался к коллегам. Он стремился убедить их,
что нужен новый театр — театр с «развёрнутыми крыльями». А если сценическое
искусство вместо крыльев обладает копытами — тогда беда, тогда нацию не
пробудить, а можно лишь погрузить в спячку.
Взгляды Лорки на
искусство сцены помогает понять и одна из его ранних лекций, прочитанная в
Гренаде в 1922 г.
Эта лекция была посвящена особенностям народного пения. Для Лорки главное в
актёре — даже не мастерство исполнителя, а некая загадочная способность,
которую драматург именовал «игрой беса». Это вдохновение, пробуждающееся в
актёре, им самим не осознанное, но безотказно воздействующее на публику. Спустя
более чем десять лет Лорка разработал своеобразную теорию творчества и
вдохновения и назвал её «Теория и игра беса».
Эскиз декораций к спектаклю
театра из Барселоны. Художник Б. Планелла. 1815 г.
Рисунок Лорки.
Федерико Гарсия Лорка.
«Театр, который
выдерживает все испытания временем, — это поэтический театр. Поэты всегда
владели театром. И чем выше был поэт, тем лучше был театр. Я говорю, конечно,
не о лирическом поэте, а о драматическом. В этом смысле поэзия в Испании —
явление непреходящее. Народ у нас привык к драматическому театру в стихах».
Федерико Гарсия Лорка.
«Об искусстве»
337
«Мой бес, темный и
трепетный, ведёт свою родословную от веселого демона — яркого, как мрамор и
соль, запальчиво оцарапавшего Сократа, когда тот принимал ад цикуты; и от
меланхоличного, маленького, как зелёный миндаль, демона, который уводил
уставшего от прямых и окружностей Декарта слушать на каналах песни пьяных
матросов».
Федерико Гарсия Лорка.
«Об искусстве»
Сцена из спектакля «Донья
Росита». Пьеса Гарсия Лорки. Режиссёр И.Московии. Театр в Йозефштадте, Вена. 1981 г.
Драмы Лорки, с их
завораживающим стихотворным ритмом, затягивающим в воронку неразрешимых
проблем, тоже словно нашептал этот таинственный испанский бес.
Трагедии Лорки созданы в
переломное для Испании время. Весной 1931 г. монархия была свергнута, сторонники
республики одержали полную победу на выборах. Многим казалось, что с реакцией
покончено навсегда, но через пять лет началась гражданская война, и в
результате установилась диктатура Франко.
В трагедиях испанского
драматурга всегда льётся кровь, смерть и убийство ужасающи и в то же время
обыденны. Одна из пьес названа «Кровавая свадьба» (1933 г.), и уже в самом
названии заключено противоречие: свадьба — это праздник, а не кровь... У Лорки
природа не союзница героев: право следовать голосу природы и страсти персонаж
обретает ценой преступления. Свадьба кончается кровавой драмой, потому что
Невеста выходит замуж за нелюбимого, а за радостным событием притаился призрак
родовой вражды. И Невеста срывает с головы венок и убегает с тем, кого любит. Предыдущая Следующая
|