|
Основателем национального театра Дании стал Лудвиг Хольберг (1684—1754), норвежец по происхождению. Он окончил Университет в Копенгагене, много путешествовал, слушал лекции в Оксфорде и Лейпциге. Постепенно Хольберг пришёл к идее создания национального театра. Прежде всего, нужна была драматургия на родном языке, и требовались актёры, прошедшие профессиональную подготовку. Хольберг пробует силы в комедии — и успешно. В своих сочинениях он соединил художественные приёмы, разработанные Мольером, и принципы итальянской комедии масок — так возникла самобытная национальная комедия. В Основой репертуара Датского театра стали комедии самого Хольберга. На них воспитывались целые поколения актёров. Драматург написал тридцать шесть пьес, как оригинальных, так и представляющих собой переработки сочинений Плавта и Мольера. Сюжеты в этих произведениях различны, а конфликты и персонажи напоминают друг друга: чаще всего герой ставит перед собой цель, например, разбогатеть, уехать в дальнее путешествие и др. Хольберг считал, что главное для комедии — «истинная весёлость». Рисуя комические характеры, автору не следует бояться преувеличений — часто именно они рождают комический эффект. Любимые герои Хольберга — слуги Генрик и Пернила. Эти комические образы пришли на датскую сцену из итальянской комедии масок; некоторые реплики Генрика напоминают о мольеровском Сганареле (слуга в «Дон Жуане»). «Чародейство» — наиболее известная комедия Хольберга. Драматург изложил в ней собственную художественную программу. В пьесе идёт спор о театре: ханжи и лицемеры считают это искусство безнравственным и вредным. На сцене появляются персонажи предыдущих комедий Хольберга: они обижены на автора, протестуют против того, как он изобразил их — нелепыми и смешными. Защищает театр актриса Апеллона (её имя напоминает о боге Аполлоне). Героиня высказывает мысли самого драматурга о роли комедии в исправлении нравов, она говорит о высокой миссии театра: искусство сцены и есть истинное чародейство. После кончины Лудвига Хольберга в развитии датского театра наступила пауза. Новое дыхание национальная сцена получила с появлением пьес драматурга-романтика Адама Готлоба Эленшлегера (1779— 1850). Взгляды Эленшлегера на искусство театра и поэзию сложились под влиянием немецкого романтизма. В своём творчестве он обращался к скандинавскому фольклору — сагам (древним сказаниям), балладам скальдов (поэтов), народным песням. Первой пьесой, поставленной на сцене, стала трагедия «Ярл Хокон» *На протяжении нескольких веков Норвегия и Швеция были частями датской державы. Швеция обрела независимость в XVI столетии, а Норвегия стала полностью независимой только в начале XX в. 346 ( |