|
Таковы и герои Стриндберга — люди сильных страстей и необъяснимых порывов. Поступки персонажей драматурга полны противоречий, они и неразумны, и одновременно точно рассчитаны. В его героях словно накопилась усталость веков, и в то же время они энергичны — дети только что родившегося XX столетия. Подобно Ибсену, Стриндберг — аналитик и психолог. От тончайшего анализа художественная мысль и собственная натура ведут драматурга к лирической исповеди, пугающим символам и безжалостным сравнениям. Таковы все его пьесы, начиная от самых ранних, не всегда удачных драматургических опытов, и заканчивая поздними драмами. Ибсен подытожил в европейском театральном искусстве век XIX — Стриндберг, как и Чехов, начал век XX. Недаром режиссёры и актёры на протяжении всего столетия обращались к его драматургии. В пьесах «Отец» ( Обращался драматург и к историческим событиям Швеции. В пьесе «Эрик XIV» главный герой страдает и мечется: он не создан для того, чтобы править, он привык щадить людей, а быть жестоким и практичным не может. Доброта и поэтичность души приводят героя к гибели. В поздних пьесах
Стриндберга переплетены подлинное и мнимое, мечта и реальность, сны и явь,
призраки и люди. Характерны названия этих драм: «Игра сновидений» ( В.И. Качалов в роли Карено —
героя пьесы К. Гамсуна «У врат царства». Московский Художественный театр. Михаил
Чехов в роли Эрика XIV в спектакле
«Эрик XIV» (пьеса А. Стриндберга).
Режиссёр Е. Вахтангов. Первая студия МХАТ. Евгений
Вахтангов писал о герое пьесы Стриндберга: «...Пылкий поэт, острый математик,
чёткий художник, необузданный фантазёр — обречён быть королем... То гневный, то
нежный, то высокомерный, то простой, то протестующий, то покорный, верящий в
Бога и сатану, то безрассудно несправедливый, то гениально сообразительный, то
беспомощный и растерянный, то молниеносно решительный, то медлительный и
сомневающийся — он, сотканный из контрастов, неотвратимо должен уничтожить
себя». 349 времени в поисках высшей истины, а не благополучия. Но истина ускользает, и они остаются на грешной земле друг с другом. В (1907—1910 гг.) — открылась в Стокгольме новая сцена. Театр возглавил молодой актёр Август Фальк (1882—1938). Зрительный зал вмещал сто шестьдесят мест, сцена была продолжением зала — всего шесть метров в ширину и четыре в глубину. Актёрам пришлось осваивать особую манеру исполнения (в такой близости от зрителя нельзя фальшивить) — работали над мимикой, следили за выражением глаз, не фор- |