Предыдущая Следующая
СОМНЕНИЯ И КОНТРАСТЫ. ТЕАТР ИНГМАРА БЕРГМАНА
Шведского
режиссёра Ингмара Бергмана (родился в 1918 г.) во всех уголках мира зрители знают в
первую очередь как выдающегося мастера кино, однако свой творческий путь
Бергман начинал на театральной сцене. В далёком 1940 году он стал ассистентом
режиссёра в Королевской опере Стокгольма, а в 1943 г. уже руководил
небольшим театром. Потом были фильмы, и среди них «Вечер шутов» (1953 г.), знаменитые
«Земляничная поляна», «Седьмая печать» (оба 1957 г.) и многие другие, но
театр Бергман никогда не оставлял. Он работал на разных сценах — не только в
Швеции, но и в Германии. В начале 60-х гг. был директором лучшего театра Швеции
— «Драматен» в Стокгольме; именно здесь он создал наиболее яркие спектакли.
Интересы и вкусы Бергмана всегда отличались завидной широтой: он обращался к
Шекспиру и Гёте, Стриндбергу и Ибсену, Мольеру и Чехову, немецкому драматургу
Петеру Вайсу (1916—1982) и американцу Эдварду Олби (родился в 1928 г.).
Режиссёрская
мысль Бергмана остра и беспощадна, он требователен к актёрам и к самому себе.
Мастер видит границы человеческих возможностей и знает опасности, которые
таятся в натуре людей. Он почти физически ощущает враждебность окружающего мира
— и в то же время умеет показать этот мир (и в театре, и в кино) завораживающе
красиво. Критики назвали
Бергмана
недобрым колдуном, что не совсем справедливо. Он не колдун, а аналитик, подобно
своему скандинавскому соседу и предшественнику Генрику Ибсену, строгому судье и
одновременно адвокату. Такое сочетание придаёт спектаклям шведского режиссёра
необычность, даже загадочность, пугающую откровенность. Бергман стремится дойти
в понимании жизни и человека до самой сути, до сокровенных глубин. Он не щадит
зрителей даже тогда, когда ставит комедии, например «Двенадцатую ночь» (1975 г.) Шекспира или «Дон
Жуана» (первая постановка в 1955
г.) Мольера. Комедийные персонажи страдают, потому что
любят, а любовь у Бергмана всегда очень сильное чувство, неподвластное человеку
и оттого ранящее. «Двенадцатая ночь» заканчивается хорошо, но Шут в том
спектакле пел грустную песню, а на голове у него стояла свеча, которая
постепенно угасала. Наступал рассвет, зрители слышали шум дождя, и по окнам дворца
в Иллирии текли струи, словно смывая и горе, и радость.
Главным
спектаклем (как это часто случалось в истории театра) стал для Бергмана
«Гамлет» (1986 г.).
К этой работе режиссёр шёл долго, будто примеривался к Шекспиру, стремясь
понять английского драматурга по-своему, найти совпадения с мотивами
собственных фильмов. Конфликты у Бергмана всегда неразрешимы — с жизнью
примиряет лишь само искусство, безупречно высокий уровень бергмановских
спектаклей и фильмов. Но мир не хочет быть доб-
Ингмар
Бергман на репетиции «Гамлета» с исполнителями главных ролей Перниллой Ётергрен
и Петером Стурмаре. Театр «Драматен», Стокгольм. 1985 г.
рым
и пригодным для человеческого счастья, люди бьются, словно мухи в паутине, не в
силах решить, как жить, что делать, как любить... Эти проблемы не разрешил для
себя и сам Бергман, человек и художник. Предыдущая Следующая
|