|
Над поэмой «Дзяды» Адам
Мицкевич (1798—1855) работал несколько лет, но так и не завершил её. В польской
народной культуре словом «дзяды» (буквально «деды», «предки») называют обряд
поминовения усопших, в котором слились христианские и языческие элементы.
Первая и вторая части поэмы написаны в драматической форме и представляют собой
реконструкцию обряда. Третья часть, наиболее приспособленная для сцены театра,
состоит из девяти сцен. Это один из первых опытов своеобразной документальной
драмы: автор воспроизводит эпизоды следствия по делу об оппозиционных Российской
империи студенческих обществах в Современные режиссёры
используют в основном монолог героя-романтика из третьей части — «Импровизацию
Конрада». В Конраде соединены черты Гамлета и Фауста, он неутомимый искатель
истины, счастья для себя и своего народа. Преодолевая собственный эгоизм,
стремясь заглушить боль утраченной любви, герой вступает в борьбу и в этой
борьбе обретает цель жизни. Роль Конрада играли лучшие польские актёры. В
историю национальной сцены вошла постановка поэмы «Дзяды» Казимежем Деймеком ( Все драматические
произведения Юлиуша Словацкого (1809— 1849) были созданы в Париже. Он писал
трагедии, подражая одновременно классицистам и романтикам, и исторические
драмы. Главной для Словацкого стала пьеса «Кордиан» ( Резко отличается от
«Кордиана» другая пьеса драматурга — «Балладина» ( В начале 70-х гг. XX столетия в варшавском
«Театре Народовы» «Балладину» поставил режиссёр Адам Ханушкевич (родился в Адам Мицкевич. 363 Адам Ханушкевич (слева) и
Мариуш Дмоховский в спектакле «Небожественная комедия». Режиссёр А. Ханушкевич.
«Театр Народовы», Варшава. спектакль вызвал острые споры. Злая героиня напоминала современного главаря мафиозной группировки или террористку. По сцене разъезжали мотоциклы, персонажи были одеты в кожаные куртки и брюки. Но, в конце концов, добро торжествовало — приговор выносился и сказочным, и современным героям. Ханушкевич считал, что, смешав приметы разных эпох, он окажется более понятным и доступным молодому польскому зрителю. |