Предыдущая Следующая
Зигмунд Красиньский
(1812— 1859) вошёл в историю польского театра одной пьесой — драмой «Небожественная
комедия» (1833 г.).
Он обратился к самому болезненному вопросу литературы XIX столетия: какова цена исправления
мира и крови, пролитой во имя светлого будущего? После Великой французской
революции, Июльской революции во Франции, выступления декабристов в России и
восстания в собственной стране польские драматурги, часто в иносказательной
форме, поднимали эту проблему. У Красиньского два главных героя: аристократ
граф Генрих и вождь крестьян Панкратий. Генрих — поэт, а Панкратий — практик,
он хочет изменить существующие порядки. Панкратий понимает, что за Генрихом —
традиция, поэзия, культура, а потому с его гибелью из жизни уйдёт нечто важное
и наступит «царство без гения». Восставшие ничего этого знать не хотят и берут
замок графа приступом — Генрих бросается в пропасть, а Панкратий напрасно ищет
его, надеясь, что поэт спасся. В финале, вопреки названию «небожественная»,
появляется Христос и укоряет героя, нарушившего заповедь «Не убий», —
победитель, сражённый угрызениями совести, падает замертво. Постановка
«Небожественной комедии» стала одной из удач варшавского «Театра Народовы».
Генрих (Адам Ханушкевич) и Панкратий (Мариуш Дмоховский) были достойными
соперниками, равными и сильными. С их гибелью мир стал духовно беднее — цена
восстания оказалась преступно высокой. В этом спектакле, созданном в последней
трети XX в., отразился
горький и трагический опыт польской истории.
В XX столетии польский театр прославился
экспериментами в области театра абсурда. Задолго до появления сочинений Беккета
и Ионеско собственный вариант драматургии абсурда предложил Станислав Игнаций
Виткевич (1885—1939). Он создавал в своих произведениях странный мир — и
похожий на обычный, и отличающийся от реальной жизни. Виткевич творил, по его
словам, «жизненную симфонию», однако ноты в этой симфонии были перепутаны; люди
порой переставали походить на самих себя, превращались то ли в монстров, то ли
в недочеловеков, то ли в полуживотных. В пьесе «Янулька, дочь Фидзейко» (1923 г.) герой умирает
потому, что... у него под костюмом лопнул воздушный шарик. А в пьесе «Безумный
локомотив» (1923 г.)
обыденная ситуация на железной дороге оборачивается кошмаром, и поездка на
поезде превращается в дорогу в никуда. Человек у Виткевича — марионетка;
персонажи иногда не имеют имён, порой обозначены только буквами. Произведения
драматурга лишены весёло-
Даниэль Ольбрыхский (родился
в 1945 г.). На
польской сцене (как и в польском кино)
всегда появлялись актёры, которые олицетворяют душу и культуру своей страны. Д.
Ольбрыхский — один из них. Актёр-романтик, актёр-скептик, польский Гамлет и
герой фильмов Анджея Вайды он выразил сомнения и тревоги целого поколения
поляков — тех, что родились сразу после войны и зрелыми людьми встречают новое
тысячелетие.
364
сти — это чёрный юмор
по-польски. Пьесы Виткевича очень театральны. Самой удачной постановкой
считается спектакль Тадеуша Кантора «Водяная курица» в театре «Крико-2». Предыдущая Следующая
|