Предыдущая Следующая
Интересны пьесы абсурда
Славомира Мрожека (родился в 1930
г.). Его сатирические произведения идут на сценах Польши
и других стран, в том числе в России. Наиболее известна пьеса «Танго» (1967 г.), в которой автор
говорит о том, что люди не управляют собой, втягиваются в жестокие игры, теряя
не только собственное «я», но и жизнь.
Изображая обыденность,
Мрожек беспощаден; по его мнению, автоматизм быта чреват трагедиями и
преступлениями.
Польская сцена завоевала
авторитет и благодаря режиссёрам Конраду Свинарскому, Юзефу Шайне, Анджею
Вайде. Особое место в европейской театральной культуре занимал Ежи Гротовский.
В XX столетии чешский театр прославили
сначала драматург Карел Чапек, потом сценограф Йозеф Свобода и, наконец,
режиссёр Отомар Крейча.
ЕЖИ ГРОТОВСКИЙ И «БЕДНЫЙ ТЕАТР»
Долгие
годы экспериментальный театр послевоенной Европы жил под влиянием Ежи
Гротовского (1933—1999). Гротовский окончил актёрский факультет Государственной
высшей театральной школы в Кракове, затем приехал в Москву, где посещал занятия
по режиссёрскому искусству в ГИТИСе. Потом много путешествовал, в разных
странах смотрел спектакли, знакомился с актёрами и режиссёрами, посещал
семинары и репетиции.
Современный
европейский театр Гротовского не устраивал, он считал, что необходимо обновить
палитру выразительных средств, а начать следует с актёра. Уже с середины 50-х
гг. польский экспериментатор стал разрабатывать собственную систему подготовки
актёра. Он обращался к опыту Станиславского, к трудам Арто и, что очень важно,
к принципам восточного театра.
Первые
самостоятельные режиссёрские опыты были осуществлены в городе Ополе (1959 г.). Здесь возник Театр
13 рядов. Гротовский долго занимался с актёрами, тренируя их мозг, душу и тело
— изнуряюще, часами напролёт. Актёры ставили дыхание, работали по программам
гимнастов и даже акробатов. Спустя три года театр переименовали в
Театр-лабораторию. Сменилось не просто название — отныне всё, что делал
режиссёр, превращалось в дерзкие, иногда заводившие в тупик опыты. В 1965 г. Ежи Гротовский и его
труппа переехали во Вроцлав. Постепенно коллектив обрёл мировую известность.
Теперь он называется Институт изучения актёра, занятия посвящены
исполнительской технике.
Наиболее
известные спектакли Гротовский поставил в Ополе. Это «Кордиан» (1962 г.; по Словацкому),
«Фауст» (1963 г.;
по Марло), «Стойкий принц» (1965
г.; по Кальдерону). Действие, как правило, происходило в
комнате, сравнительно небольшой, оформления не было. Сценический мир творился
голосами и телами актёров, которые играли на грани человеческих возможностей.
Наибольшую известность Гротовскому принесла постановка «Apocalipsis cum figuris» (1968
г.; на тему евангельского сюжета). Это необычное действо
трудно назвать спектаклем в привычном смысле слова. Актёры разыгрывали
практически у ног зрителей притчу о втором пришествии Христа. Бог оказывался
людям не нужен, и его изгоняли. В притчу были включены эпизоды исступлённых радений,
ритуальных обрядов (например, преломление хлеба). Актёры бились в судорогах,
обливались потом, физически страдая от неспособности обрести веру и покой... Предыдущая Следующая
|