|
Спектакли
БИТЕФа составили своеобразную антологию мирового театра: здесь можно было
увидеть работы не только европейских мастеров, но и режиссёров из США и Японии,
из ЮАР и Латинской Америки. В программу фестиваля организаторы включают
различные выставки. Проходят дискуссии и обмен опытом актёров, режиссёров и
драматургов. Афиша
фестиваля БИТЕФ-1999. 367 Танцующая девушка. Бронзовая
статуэтка. Мохенджо-Даро. III тысячелетие до н.э. эмоций принесли успех постановкам «Трёх сестёр» и «Вишнёвого сада». В этих спектаклях режиссёр пользовался символами: например, в финале «Вишнёвого сада» персонажей будто сметало со сцены, как листья, рассыпанные по площадке. Лучшие спектакли режиссёров из стран Восточной Европы включались в программу фестиваля БИТЕФ. ТЕАТР ВОСТОКА Индия, Китай и Япония, о театре которых пойдёт речь, не похожи друг на друга. Их населяют разные народы, и у каждого народа свой язык и культура. Тем не менее, есть нечто общее, что роднит искусство, и в частности театр, этих стран. Культура Индии, Китая и Японии складывалась на протяжении тысячелетий, и культурный процесс развивался как непрерывный, сохраняя на последующих этапах главные элементы предыдущих. Не случайно театральное искусство называют традиционным, ибо и сейчас в нём узнаваемы черты, присущие театру более раннего времени. На заре человечества в Индии, Китае и Японии сложились схожие представления об окружающем мире и о человеке. На искусство трёх стран глубокое влияние оказал буддизм. Буддийские сюжеты обогатили китайскую и японскую литературу и поэзию, а затем были поставлены на театральных подмостках. В жестах рук китайских и японских актёров легко угадывались жесты буддийских божеств, в буддийской философии театры Китая и Японии черпали законы игры. Эти законы продиктовали единство пения, танца и слова, и возникла особая форма театра — музыкальная драма. Синтез искусств предполагал создание строгого художественного канона — правил, которым и подчинилось театральное искусство. Основа такого искусства — символ. Каждое чувство, намерение, реакция персонажа в театре Востока всегда символичны. Зритель, воспитанный в духе буддийской культуры, понимает и текст, и символы. На традиционной символической пластике и по сей день строятся театральные представления в Индии, Японии и Китае. ТЕАТР ИНДИИ Театральное искусство Индии зародилось несколько тысячелетий назад. Бронзовая статуэтка танцующей девушки, найденная при раскопках в городе Мохенджо-Даро, датируется III тысячелетием до н.э. Именно ритуальный танец стал тем стержнем, вокруг которого сформировался индийский классический театр. В Древней Индии театральные представления были обязательной частью праздников, посвящённых богам. Например, центральным событием праздника в честь Индры (бога-громовержца) являлось водружение «знамени» Индры. Знамя символизировалось деревом, которое приносили из леса и украшали. После церемонии дерево торжественно топили в реке, чтобы придать силу воде и земле. В действе принимали участие борцы, фокусники, канатоходцы, музыканты и забавники, которых называли «ната» (в дальнейшем так стали именовать профессионального актёра). Упоминание о ната встречается в памятниках индийской литературы уже со второй половины I тысячелетия до н.э. |