|
Задолго до новой эры в Индии сложился народный театр, представления которого и сейчас пользуются в стране большой популярностью. Одна из самых распространённых форм такого театра в Северной Индии — музыкально-танцевальная драма, которая называется лила. Представления длятся иногда более месяца. Обязательные персонажи лилы — злые и добрые демоны, животные. Так, в сражениях со злыми демонами герою Раме всегда помогала отважная и хитрая обезьяна Ханума. Исполнители спектаклей выступают в красочных костюмах *Слово «лила» в переводе с санскрита означает «игра». Согласно традиционным представлениям индусов, все действия бога — это игра. 368 и масках. Действие происходит без декораций. Между эпизодами иногда играются весёлые интермедии — шомы. Актёры, готовясь к выступлению в следующих эпизодах, переодеваются или отдыхают на виду у зрителей. На юге страны развивалась другая форма — мистериальный театр. Он отчасти похож на северные лилы, однако есть и различия. Театральные представления юга связаны с искусством храмовых сказителей — чакиаров, которые читали стихи на санскрите (классическом языке древности), а затем объясняли текст на языке местных жителей. При этом чакиар использовал мимику и жесты. Со временем вместе с чтецом в храме стали выступать актёры. Они читали санскритские тексты и сопровождали декламацию танцами. Представление получило название кутияттам (санскр. «коллективный танец»). В кутияттаме одинаково значимы были и слово, и танец. В середине I тысячелетия до н.э. возник классический индийский театр. Многие спектакли представляют собой инсценировки мифов и легенд. Однако в Индии была создана и классическая драма на санскрите. Её расцвет пришёлся на I—IX вв. Самые известные драматурги — Бхаса, Калидаса и Шудрака. Даты их жизни весьма приблизительны, сведения исследователей иногда расходятся на века. Из тринадцати произведений Бхасы (II или III в.) лучшим считается «Явившаяся во сне Васавадатта» — пьеса о любви царя к своей жене Васавадатте. Авторство знаменитой «Глиняной повозки» приписывают царю Шудраке (предположительно IV в.). Пьеса намного пережила своего создателя: она шла на сценах театров мира даже в XX в. Сочинение рассказывает не о богах и демонах, не о царях и их верных жёнах (что традиционно), Рама — персонаж индийского эпоса
«Рамаяна». «НАТЬЯШАСТРА» В
древнеиндийском памятнике «Натьяшастра» («Трактат об искусстве актёра»)
излагаются принципы, на которых должна основываться игра актёра. Появление
трактата учёные относят к III— IV вв., но с тех пор правила, установленные в этой книге,
остаются законом для индийских актёров всех поколений. «Натьяшастра» называет
четыре основных выразительных средства — ангика, мудра, вачика и ахарья. Ангика
— язык жестов, т. е. движения рук, пальцев, губ, шеи и ног. Для каждой
части тела существует свой комплекс движений: для головы — тринадцать движений,
для глаз — тридцать шесть, для шеи — девять и т. д. Актёру следует тщательно
отработать позиции ног и различные типы походки: величавую поступь, семенящий
шаг и др. Сложны и многообразны жесты рук — мудры (их двадцать четыре). |