|
Однако,
несмотря на гонения, Кабуки развивался. Постепенно появились специальные здания
для представлений Кабуки. Помост для выхода актёров переместился в зал и
получил название «ханамити» — «цветочная тропа». Когда актёры проходили по
ханамити, зрители вручали им подарки и подобранные строго по сезону букетики
цветов. Сцена стала просторной и широкой, с деревянным задником. Повесили
задёргивающийся занавес, закреплённый с одной стороны, — хикимаку. Другой
занавес — асагимаку — не просто опускался, а именно падал сверху. Разукрашенные
задники во время спектакля часто менялись. По обеим сторонам сценической
площадки протянулись галереи, прикрытые бамбуковыми шторками. За ними
размешались певцы и музыканты. Главная тема музыкального сопровождения стала
задаваться игрой на трёхструнном сямисэне. Драматический
эффект происходящего на сцене усилил поворотный круг, освоенный в Японии
задолго до Европы. Само название «Кабуки» постепенно стало передаваться другими
иероглифами, означающими «пение», «танец», «мастерство». Самое
необычное амплуа актёров Кабуки — оннагата, т. е. женская роль. Мужчины,
исполняющие такие роли, стараются не только подражать женщинам, но и превзойти
их в женственности. Вне сцены они носят ту же одежду, так же ведут себя и
отмечают все женские праздники. В повседневной жизни оннагата часто становятся
законодателями мод и манеры поведения для девушек. Исходное
состояние актёра на сцене Кабуки — неподвижность. Он оживает только тогда,
когда наступает его черёд играть. Движение состоит из перехода от одних поз —
миэ — к другим. Когда в миэ застывает целая группа, на сцене образуется
живописная картина. Зритель должен спокойно созерцать миэ, подобно тому, как он
любуется изменчивой неподвижностью сада камней. Сцена миэ сопровождается
ритмичными хлопками деревянных брусков — хёсиги — друг о друга. В наиболее
драматичные моменты удары хёсиги учащаются. В
Кабуки актёры стали впервые выступать без масок. Традиционный грим — кумадори —
напоминает черты масок Но и маски кукольного театра. Основные цвета кумадори —
красный, синий и чёрный. Красные полосы обозначают страсть, справедливость и
доблесть; синие — зло, страх и потусторонность; чёрные и алые — божественность
и колдовскую силу. Символика цвета дополняется чуть утрированной мимикой:
зрачки, сведённые к переносице, означают устремление; поднятые углы губ —
надменность или усмешку; приподнятые внешние концы бровей — гнев. Пьесы
для театра Кабуки бывают различного содержания: трагическая история двух
влюблённых, принадлежащих к враждующим семействам самураев; бытовая мелодрама
из жизни очаровательной гейши и рябого торговца и т. д. Как
и в других традиционных японских театрах, актёры Кабуки годами готовятся к
выходу на сцену. Часто амплуа переходит от отца к сыну, и начинающему актёру со
стороны практически невозможно пробиться в труппу. Меняя амплуа, актёр меняет и
имя, а начинающий актёр часто носит имя своего учителя. Начинать приходится с
«амплуа» задних лошадиных ног (лошадь — бутафорская). Иногда проходит
двадцать-тридцать лет, прежде чем актёр приобретает право на собственное имя.
Наиболее известные актёры провозглашаются «живым национальным сокровищем». |