|
На
масках, которых в спектаклях Но используется более двухсот, сохранились черты
лиц эпохи Муромати (начало XIV—XI вв. до н.э.): сбритые и вновь нарисованные у самых
корней волос брови — у девушек, начернённые зубы — у молодых воинов-самураев.
Независимо от маски актёр не меняет свой голос, и молодая девушка может петь
хриплым мужским голосом (все роли играют мужчины). К женским маскам надевается
длинный чёрный парик, к личинам демонов — ниспадающий на пол красный, к образам
стариков — белый. Выбор костюма тоже задаёт характеристику персонажа.
Благородный белый и красный цвета — к лицу божествам, высокородным особам и
красавицам. Сочетание этих цветов означает молодость и силу. Бледно-голубой
вместе с коричневым подойдут спокойному персонажу незнатного происхождения.
Символика масок и костюмов дополняется символическими жестами, которые
обозначают и состояние героя, и место действия. Так, плач выражается медленным
движением руки с закрытым веером к опушенному лицу. По касанию раскрытым веером
левого плеча, если лицо поднято и обращено вправо вверх, зритель узнаёт, что
действие происходит лунной ночью. Веер в театре Но обыгрывают всеми возможными
способами. Это и пишущая кисть, и меч, и сосуд с вином, и кнут. Взмах «кнута» —
«всадник скачет по дороге». Драмы
Но излагают известные легенды, религиозные притчи и военные повести. Почти весь
текст произносят главный персонаж — ситэ («действователь») и ваки («боковой»
персонаж). ЯПОНСКИЙ ТЕАТР КАБУКИ Пьесы
кукольного театра Бунраку, возникшего в XVI в., стали основой сюжетов для появившегося в XVII в. (в эпоху Эдо) театра Кабуки. Смысл глагола
«кубуку» («катабуку») можно выразить словами «отклоняться», «выходить из ряда
вон». Ключевым понятием эпохи Эдо, когда в религии и философии преобладало
конфуцианство, было «укиё» («быстротечный мир наслаждений», но также и «мир
скорби»). Из этого понятия и возник новый театр. Сцена
театра Но. 370 Зародился
Кабуки в труппе танцовщицы Окуни из синтоистского храма, где танцы в основном
были связаны с погребальным обрядом. Актрисы выступали в мужских одеяниях с
короткими самурайскими мечами и с огромными христианскими крестами,
раскачивавшимися на шее (тогда, в 1604—1629 гг., крест служил ультрамодным
украшением). Они выделывали неожиданные, зачастую нескромные движения. Оригинальность
и смелость костюмов и поведения переносились со сцены в жизнь. Влияние Кабуки
распространялось и через гравюру якуся-э (изображение актёров). В
Актёрам
театра Кабуки не позволялось выходить за определённые кварталы и жить в
роскоши. Находясь на самой нижней ступени сословной лестницы, актёр должен был
кланяться всем встречным на улице; при подсчёте актёров в числительных
использовали тот же суффикс, что и при подсчёте животных. |