|
(1849—1867 гг.) и перестроил репертуар. За восемнадцать лет работы он поставил почти все пьесы Шекспира. Грильпарцера Лаубе не любил: руководителю первой венской сцены его сочинения представлялись драматизированными лирическими поэмами. В историю театра вошло понятие «словесная режиссура» — первым энтузиастом и создателем такого типа работы был именно Генрих Лаубе. Он любил работать над словом. Режиссёр считал, что оформление сцены — дело второстепенное, а главное — это актёр, который должен понимать, что он произносит. Только тогда рождается отклик зрительного зала. Лаубе сам оценивал и анализировал своё творчество. Написанная им история «Бургтеатра» — одно из первых научных театроведческих исследований. Вторая половина XIX в. — это, прежде всего эпоха венской оперетты, затмившей и премьеры «Бургтеатра», и весёлые народные комедии, и пришедшую на австрийскую сцену итальянскую оперу. Оперетты шли в театрах венских предместий, хотя в XIX в. это название стало условным: театры в Йозефштадте, Видене («Театр ан дер Вин») и Леопольдштадте находились теперь в черте города. Любителей театра, спешащих на
спектакль, дождь не останавливает. Актёр и драматург Иоганн Нестрой (1801—
1862) в комической роли. Фарфоровая статуэтка. 313 Окрестности Вены. Ещё танцевали чардаш герои оперетт Имре Кальмана (1882— 1953), ещё звучали упоительные мелодии вальсов Иоганна Штрауса (1825—1899), а на сценах уже поселилась драма — и не захотела уходить с подмостков. Так сложилось, что именно австрийские художники дали миру новых пророков и толкователей тайных и страшных снов Европы в преддверии нового столетия. В театре рубежа XIX—XX вв., который называют венским серебряным веком, поняли Зигмунда Фрейда. Словно из мира оперетт пришли на австрийскую сцену персонажи пьес Артура Шницлера (1862—1931), но это обманчивое впечатление. Бес- корыстное веселье сменилось неким всеобщим мороком — губительным туманом. И стало возможным всё — и нелепые дуэли, и предательство, и измена. У Шницлера всегда
страдает женщина. Именно женщины сохранили искренность чувств, но их открытость
миру и доверчивость играют с ними злую шутку. Мужчины, с которыми героини
безоглядно готовы связать судьбу, развращены, на них будто лежит печать порока.
Они словно заражены какой-то непонятной болезнью: одновременно беспечны и
расчётливы, слабы и жестоки. Одним словом, в спутники жизни эти люди не
годятся. И под привычные звуки венского вальса вершатся трагедии, как в пьесе
«Забава» ( В цикле пьес под общим
названием «Зелёный попугай» ( |