|
По-своему выразил тревоги
времени и предчувствие трагического XX столетия Гуго фон Гофмансталь (1874—1929). В его пьесах
«Вчера» ( Сцена из спектакля «Забава» (пьеса
A. Шницлера). Режиссёр B. Либенайнер. Театр в
Йозефштадте, Вена. *Чардаш (от венг. csardas — «танцевать») — венгерский народный танец. *Зигмунд Фрейд (1856— 1939) — австрийский невропатолог и психиатр, основатель психоанализа, метода психотерапии и психологического учения, ставящего в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. 314 ВАЛЬС НА СЦЕНЕ В
австрийской оперетте, начиная с Иоганна Штрауса-сына, преобладал венский вальс.
Имре Кальман позднее ввёл другой танец — чардаш, который изменил философию
музыки, её лирическую окраску и эмоциональный тон. Оперетты
Штрауса возникли из атмосферы увеселительных заведений и маленьких уличных
кафе, многолюдных праздничных гуляний и балов-маскарадов, из возбуждённых
сборищ и городской суеты. Вальсы Штрауса — поистине душа его оперетт.
Композитор соединяет героев в один большой круг: герцогинь и горничных,
ловеласов и примерных отцов семейства, искательниц приключений и защитниц
домашнего очага. Таков знаменитый вальс из оперетты «Летучая мышь» ( Памятник
Иоганну Штраусу-сыну в Вене. ты подменяют реальную
жизнь, всё растворяется, дробится, множится в зыбкой, обманчивой атмосфере.
Исследователи назвали манеру Гофмансталя импрессионистской по аналогии с
живописью. Однако эти пьесы драматичны, в них нет умиротворённости, и красота
их исчезающая, гибнущая. Опору поэт и драматург стремился найти в традициях и
сюжетах прошлого — так родилась пьеса «Каждый» ( Для постановки этой пьесы Гофмансталя нужен был особый театр в особом городе, и такой город был найден — старый средневековый Зальцбург, где, по преданию, любил бывать доктор Фауст. Традиции венской народной комедии, как будто совсем забытые, возродились в 30-х гг. в разоблачительной драматургии Эдена фон Хорвата (1901—1938). В пьесах Хорвата действовали те же персонажи, что и в старой венской комедии: портные и лавочники, продавцы игрушек и парикмахеры, горничные и модистки. Но атмосфера веселья и радости исчезла навсегда, герои утратили наивность и простодушие, Справа налево: австрийский
драматург Петер Хандке (родился в Адель Сандрок с успехом выступала
и в драме, и в оперетте. 315 научились хитрить, обманывать. Конечно, и в венской народной комедии тоже всё было не столь безоблачно, но добро всегда побеждало зло. Герои могли устроить свои дела за счёт других, но согрешивший в конце раскаивался. После трагедии аншлюса (нем.
Anschluβ —
«присоединение») в марте |