|
ПРАЗДНИКИ ПОД СКЛОНАМИ АЛЬП Каждый
год, в конце июля, начиная с Первый
фестиваль открылся представлением моралите Гофмансталя «Каждый», и по традиции
в первый день праздника играют именно этот спектакль, причём на паперти
кафедрального собора. Меняются режиссёры, актёры — исполнители роли Каждого, но
по-прежнему звонят колокола, возвещая о начале спектакля, и на центральной
площади Зальцбурга собирается публика. Персонажи и сюжет определены раз и
навсегда, как в пасхальных или рождественских представлениях. Всё известно
заранее, но каждый год всё происходит будто бы впервые. Время размыто и
бесконечно, и у каждого часа праздника своё значение. И это время вовлекает
присутствующих в свой необратимый ход. По
традиции роль Каждого играли и играют наиболее известные актёры немецкоязычного
мира. Среди исполнителей особенно выделяются Максимилиан Шелл (родился в В
90-х гг. XX в. появились два новых исполнителя роли Каждого — на
этот раз австрийские актёры Хельмут Лонер (родился в Герт
Фосс намного моложе Лонера, это не шекспировский, а скорее чеховский персонаж.
Он проигравший, всегда сутулится и выглядит усталым; герой Фосса заморочен
надоевшим, хотя и комфортабельным бытом, газетами, телепередачами, Интернетом,
измучен бессонницей. Общее неблагополучие, труднообъяснимая печаль проступали у
Каждого в исполнении и высокомерного Хельмута Лонера, и усталого Герта Фосса. Атилла
Хёрбергер (справа) в
роли Каждого. Хельмут
Лонер в роли Каждого. *Эссе (фр. essai — буквально «опыт») — очерк. 316 НЕОБЫЧНЫЙ АВСТРИЕЦ Последним
крупным национальным драматургом стал Томас Бернхард (1931—1989), писатель,
эссеист поистине мирового масштаба, едва ли не лучший автор, писавший на
немецком языке. Пьесы Бернхарда ставились и продолжают ставиться во всём мире,
хотя они сложны для постановки, в них много текста. Слова текут, сменяют друг
друга, возвращаются — иногда драматург переходит на стиль с особым ритмом, и
непонятно, то ли это белый стих, то ли музыкально организованная проза.
Персонажи Бернхарда всегда имеют отношение либо к искусству, либо к
каким-нибудь другим профессиям, связанным с духовной сферой. У него почти нет
молодых героев, а если они появляются, то лишь в эпизодах. Перед зрителем — мир
старости, но не мудрой и спокойной, а негодующей и взыскательной, обвиняющей. В
Австрии Бернхарда ценили, даже гордились им, но не любили, потому что он был
беспощаден к соотечественникам и говорил о них всё, что думает. Драматург не
позволял им заблуждаться, вспоминая о славном прошлом, отметая воспоминания о
танцующей штраусовской Вене. |