|
Эскизы форменной одежды для
служителей MXT. Художник
Ф.О. Шехтель. Всеволод Эмильевич Мейерхольд.
Начало XX в. *Серебряным веком в истории культуры России принято называть эпоху 1900— 1917 гг. 393 Эскиз костюма к спектаклю «Фамира-кифаред» (пьеса И. Н. Анненского). взаимодействовали по-разному. Таиров сотрудничал со сценографом Александрой Александровной Экстер. Декорации были ею решены в стиле кубизма. Оформление отличалось трёхмерным построением, что помогало зрителям воспринять своеобразную скульптурность персонажей, задуманную режиссёром. Нагромождение разноцветных кубов на сцене напоминало какие-то причудливые пейзажи, дикую природу. Конусообразные декорации обретали в восприятии публики сходство с пирамидальными тополями. Таировым и Экстер плоскость сцены была разрушена, некоторые эпизоды часто игрались на широких ступенях лестницы. Декорации, по словам А. Я. Таирова, превращались в конструкцию и становились «послушной клавиатурой для актёров». Работая с Экстер, руководитель Камерного театра «БАЛАГАНЧИК» БЛОКА НА СЦЕНЕ Премьера
драмы Александра Александровича Блока (1880—1921) «Балаганчик» состоялась в
декабре Сам
Мейерхольд сыграл роль Пьеро. Он придумал сухой, надтреснутый голос, игрушечную
пластику марионетки; время от времени этот персонаж-кукла издавал жалобные
стоны. В полном соответствии с программами символистов возлюбленная Пьеро
Коломбина оказывалась Смертью. Однако, возможно, это был очередной розыгрыш,
потому что неожиданно появлялся красивый и стройный Арлекин и уводил Коломбину,
как и положено в традиционном любовном треугольнике комедии масок. Это был
откровенный театр — обнажение приёма режиссёр превратил в главный принцип
постановки. Необычным было оформление спектакля. Всё решалось в условной
манере. Окно на заднике сиены было заклеено бумагой. Бутафоры на глазах у всех
освещали площадку палочками бенгальского огня. Арлекин выскакивал в окно,
разрывая бумагу. Декорации взмывали вверх, оставляя сцену пустой, а в финале
Пьеро — Мейерхольд, наигрывая на дудочке простую мелодию, обращался в зал со
словами: «Мне очень грустно. А вам смешно?..». СУДЬБА МЕЙЕРХОЛЬДА В
1906—1907 гг. В.Э. Мейерхольд стал главным режиссёром Театра Комиссаржевской.
Поставленные им спектакли не похожи друг на друга, он экспериментировал с
различным репертуаром, ставил классику и современную драму, пантомиму и оперы.
У него не было единого, окончательно сформулированного взгляда на профессию и
задачи режиссёра. По мнению Мейерхольда, режиссёр всегда хозяин на сиене и
обязательно творец, изобретатель, некий театральный бог, Аполлон и Дионис в
одном лице. Художественный язык российской сцены XX
в. сложился во многом благодаря работам Мейерхольда, его решениям сценического
пространства, творческой работе с текстами пьес. Спектакль для этого режиссёра
— не «вырез жизни», а модель мира, поэтический образ бытия. Сатира у него
соседствовала с трагедией, гротеск переплетался с драмой, бунт против традиций
— с подчёркнутым традиционализмом, сиюминутная политика — с вечными вопросами. |