|
Человек
в понимании Мейерхольда одновременно житель какого-нибудь определённого города
и дитя Вселенной. Актёр — это лицедей и комедиант, но и — профессионал,
усвоивший психологизм по Станиславскому и позаимствовавший пластическое
совершенство у циркачей. Премьера
пьесы М. Метерлинка «Сестра Беатриса» состоялась 22 ноября После
«Сестры Беатрисы» Мейерхольд поставил ещё несколько спектаклей, используя
приёмы символизма и одновременно пародируя их. Его фантазия и стремление
творить будто подстёгива- *Кубизм (от греч. «ку'бос» — «куб») — течение в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX в. во Франции. Представители кубизма показывают предметы, людей, природу в виде простейших геометрических тел (куба, шара и т. д.). 394 Ю.М.
Юрьев в роли Дон Жуана в постановке пьесы Мольера «Дон Жуан». Режиссёр В.Э.
Мейерхольд. Александринский театр, Санкт-Петербург. ли
его — и первая актриса театра не выдержала постоянного желания подчинить свои
замыслы режиссёрским намерениям Мейерхольда. Возник конфликт, причём каждый
остался при своих убеждениях; этот конфликт определялся отнюдь не чертами
характера, а временем. В разрыве режиссёра и актрисы отразился важный этап в
развитии европейского театрального искусства. Актёр, конечно, сознавал, что для
создания полноценного спектакля нужен режиссёр, но всё же не хотел
«растворяться» в его замысле. Мейерхольду
стало тесно на маленькой сиене. Он намеревался подчинить себе Императорские
театры. Удивление
у поклонников и противников режиссёр вызвал, начав работать в системе
Императорских театров. Два его спектакля — комедия Мольера «Дон Жуан» ( Если
в Московском Художественном театре, у Станиславского, несмотря на поиски новых
форм, в итоге стремились показать на сцене «жизнь как она есть», то Мейерхольд
поражал публику зрелищем «театра как он есть». В «Дон Жуане» на просцениуме
устанавливались канделябры, и зрители, входя в зал, видели колеблющееся пламя
свечей и старинные гобелены в полутьме. Спектакль оформил Александр Яковлевич
Головин (1863—1930). Сценограф и режиссёр стремились воспроизвести «воздух
мольеровской эпохи», обучали актёров балетной грации движений, «напевности
походки». Актёров Александринского театра Мейерхольд заставлял двигаться по
площадке легко, говорить будто играючи. |