|
Наступили серые будни, театр перестал быть праздником, утратив шутовской колпак с бубенчиками и одновременно плащ и мантию романтического героя. Появлялись хорошие, значительные актёрские работы, выходили премьеры, но событий не было. Спасала классика. В старых пьесах актёры могли ярче показать себя, полнее проявить свой талант. Это не всегда было возможно в слабой, бесконфликтной, грубо пропагандистской современной драматургии. Но инакомыслие,
антимхатовские формы безжалостно искоренялись и в случае обращения к
классической драматургии. Таиров показал чеховскую «Чайку» с Алисой Коонен,
поставил в Таиров был уволен, а в следующем году театр закрыли. Перемены начались после
марта Казалось, что наступили замечательные времена и можно творить, как диктует вдохновение, ставить мировую драматургию, знакомить публику с трактованным по-новому Чеховым и Шекспиром, предлагать зрителям пьесы современных зарубежных авторов. Ощущения свободы, радости творчества, настроения подъёма хватило надолго. Театр предлагал всё новые и новые открытия, появлялись новые коллективы, обрели голос молодые режиссёры, оживились актёры, помолодели те, кто считал, что истинно творческая жизнь позади. В Алиса Коонен — первая актриса
Камерного театра. *Борьба с «космополитами» — развёрнутая ВКП(б) кампания против тех людей искусства, которые обращались так или иначе к западной тематике, исследовали процессы, происходящие в зарубежной культуре. **На XX съезде КПСС в докладе Н. С. Хрущёва, Первого секретаря Центрального Комитета партии, был разоблачён культ личности Сталина. 404 Николаевичем Ефремовым (1927— 2000). Молодые актёры по-прежнему были горячо преданы идеям основателей МХАТа, но полагали, что главный театр страны переживает эпоху упадка. Из этого сочетания
восхищения и неприятия родился «Современник» — один из редких советских театров,
созданных силами самих артистов, а не по указу властей. Он открылся спектаклем
«Вечно живые» ( Считая себя студией при МХАТе, «Современник» стремился возродить ту творческую обстановку, которая царила в Художественном театре на заре его существования. Был написан специальный устав актёрского товарищества. Всё решали сообща: вместе обсуждали новые пьесы и спектакли, строго критиковали друг друга и даже своего руководителя Олега Ефремова. Вокруг студии собирались самые яркие писатели, художники, музыканты, критики. |