|
Такие
спектакли Товстоногова, как «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского, «Варвары» и
«Мещане» М. Горького, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Три
сестры» А.П. Чехова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «История лошади» по повести Л.Н.
Толстого «Холстомер», вошли в историю мирового театра. Классические тексты
режиссёр прочёл глазами человека XX столетия, увидев
в них мотивы, которые не потеряли актуальности и в наши дни. Много
и плодотворно Товстоногов работал с современными авторами. Ставил пьесы А.Н.
Арбузова, В.С. Розова, К.М. Симонова, А.В. Вампилова, В.М. Шукшина, А.И.
Гельмана, инсценировал произведения М.А. Шолохова («Тихий Дон» и «Поднятая
целина»), В. Ф. Тендрякова («Три мешка сорной пшеницы»). Эти спектакли
неизменно становились событиями в театральной жизни страны. Георгий
Товстоногов был режиссёром-новатором, который не только выпустил много
выдающихся спектаклей, но и создал режиссёрскую школу, воспитал последователей,
которые, как и их учитель, обновляют сценическое искусство России. Сергей
Юрский — Чацкий. Постановка пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума». 407 ИННОКЕНТИЙ СМОКТУНОВСКИЙ Жарким
летом К
моменту своего безрассудного приезда в Москву Смоктуновский был провинциальным
артистом со стажем. Сын портового грузчика из Красноярска, прошедший войну,
Смоктуновский работал в театрах Красноярска и Сталинграда, Норильска и
Махачкалы. Играл много, но отличался неуживчивым характером. В Норильске под
нажимом директора театра он взял псевдоним Смоктуновский (его настоящая фамилия
— Смоктунович, а директор настаивал на псевдониме Славянин). Согласно легенде,
в В
Москве летом 55-го Смоктуновский всё-таки сумел устроиться в Театр-студию
киноактёра, начал сниматься в эпизодических киноролях. В одной из картин, она
называлась «Солдаты» ( Увидев
на сцене интеллигентного, обезоруживающе доверчивого и какого-то бесплотного
«рыцаря бедного» — князя Мышкина в исполнении Смоктуновского, публика середины
50-х испытала настоящий шок. Перед зрителями предстала глубокая, оригинальная и
бесконечно цельная личность. Это было похоже на чудо: Смоктуновский явил на
сцене чистую красоту человеческой души. «После войны, после разрухи и голода
людей очень интересовал быт, а я в конце 50-х пришёл и сказал: „Дух!". И
они откликнулись» — так объяснял актёр свой триумф. Роль князя Мышкина сделала
из тридцатидвухлетнего Смоктуновского главного интеллектуального артиста
страны. |