|
В целом игра ярославцев Елизавете понравилась, и она распорядилась оставить в Петербурге Фёдора и Григория Волковых, Ивана Дмитревского и Алексея Попова и зачислить их для обучения в Шляхетский корпус. Туда же приняли группу придворных певчих, которые вместе с ярославцами «готовили», т. е. репетировали, трагедии. Жилось им трудно, приходилось закладывать вещи, а потом просить у начальства денег, чтобы их выкупить. На вырученные деньги и приобретались пьесы. Тем не менее, возникли
условия для создания театра — актёры учились, отечественная драматургия уже
появилась, и власти хотели иметь государственный театр. 30 августа Эскиз декораций для придворного
театра. Художник Д. Валериани. XVIII в. Иван Афанасьевич Дмитревский. *Шляхетский корпус — военное учебное заведение для дворянских детей. В его программу кроме прочих дисциплин входили: музыка, танцы, декламация и др. Поскольку театральных училищ тогда ещё не было, актёров в виде исключения направляли в Шляхетский корпус для обучения именно этим дисциплинам. 379 учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острове. А для оного повелено набрать актёров и актрис... На содержание оного театра определить в год денежной суммы по пять тысяч рублей». Директором театра был назначен уже известный к тому времени драматург и поэт Александр Петрович Сумароков (1717—1777). Мужская часть труппы сложилась легко, в неё были включены ярославцы во главе с Фёдором Волковым и некоторые певчие. Трудности возникли с женскими ролями. Тогда мало кто из женщин отваживался появиться на сцене. Несколько раз давались объявления, приглашавшие женщин в труппу: «Знающие грамоте девицы, желающие определиться в службу... при придворном театре, явиться могут на Васильевском острову... в первой линии у первого придворного российского театра актёра Фёдора Волкова». Сначала женские роли приходилось играть мужчинам, но постепенно на сцену стали выходить и женщины. Играл театр в основном пьесы Сумарокова, в которых главные роли исполняли Фёдор Волков и его сподвижники ещё по Ярославлю — Иван Афанасьевич Дмитревский (1733 или 1734—1821) и Яков Данилович Шумский (1732—1812). Будущий великий драматург Денис Иванович Фонвизин (1744 или 1745—1792), приехав в Петербург ещё юношей, вспоминал позже свои впечатления от игры Шумского: «Тут видел я Шумского, который шутками своими так меня смешил, что я, потеряв благопристойность, хохотал изо всей силы... комедию, виденную мною, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актёров — великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы моё благополучие». Фонвизин познакомился с Ф. Г. Волковым, которого считал «мужем глубокого разума, наполненного достоинствами», и со «славным нашим актёром Иваном Афанасьевичем Дмитревским, человеком честным, умным, знающим...». |