|
Другой пример: мальчик из
интеллигентной семьи среднего достатка попадает в «элитную» школу. Он не глупее
других, но его папа ездит на стареньких «Жигулях» (стыдобища!), живут они в
«хрущевке» (как же позвать одноклассника в гости?), а дома нет «навороченного»
компьютера. И мальчику уже не до ума, слишком больно его маленькой, одинокой
душе. Он ничего не скажет родителям, потому что очень их любит и не хочет
обидеть. Как же помочь детям в таких
случаях? Ответ прост: выбрать школу, в которой ребенку будет хорошо, где он
станет равным среди равных, а может, и лучшим среди равных. Не будем, однако, увлекаться
случаями, когда ребенок страдает в коллективе из-за «социального неравенства».
Бывают случаи, что школы ничем не отличаются друг от друга, но в одной ребенку
хорошо, а в другой он не прижился. История
первая: потерянная роль. Саше 9 лет, в семье он старший сын, есть еще две младшие сестренки, в
глазах которых он образец для подражания и центр мироздания, а для мамы – свет
в окошке и всем пример. Такая у него роль в семье. Чтобы авторитет Саши остался
нерушим, мама отдала его в школу с шести лет, тем более что мальчик и правда
был умненький и самостоятельный, а что ростом мелковат – так мал золотник, да
дорог. Но все в мире относительно, и
в классе Саша оказался самым младшим. И вот он дежурный. Доска чисто вымыта,
мелки разложены, но перед самым звонком одноклассник Коля что-то на доске
нарисовал, и еще недавно блестящая чистотой поверхность теперь к уроку не
готова. «Быстро вытри!» – командует Саша и в ответ слышит совершенно
непривычное для его уха: «Сам вытирай, мелочь!» И все. С этого начались
переживания нашего героя по поводу потерянного авторитета, поруганных чести и
достоинства. Да и дома он как-то «поблек», сестер уму-разуму не учит, маме не
таким уж помощником стал, грубить начал. Маме невдомек, почему ее «ясное
солнышко» в тучи прячется.
История
вторая: непонятый талант. Наташа ходит в шестой класс, и есть у нее любимый предмет –
литература. С учительницей полное взаимопонимание. Наташа много читает помимо
программы, прекрасно пишет сочинения, иногда даже в стихах. За творческий полет
учительница прощает ей невыученное стихотворение, а лишние запятые в изложении
трактует как «авторские знаки». Но вдруг в класс приходит другой преподаватель,
тоже хороший, но совсем с другими критериями оценок. Собственные стихи уже не
имеют значения, с запятыми – полная неразбериха, за сочинение – трояк. Интерес
потерян не только к литературе, но и к школе в целом. История
третья: за все надо платить. Десятилетний сынишка одних наших знакомых, живущих в городе Смоленске,
задолжал 2 рубля восьмилетнему шкету. Пока он думал, как достать деньги,
набежал варварский процент, и должен он был уже 20 рубликов, а такую сумму его
папа зарабатывал в день. Шкет имел соответствующие связи и привел «крышу» –
тупоголового девятиклассника. Какая уж тут школа! До учебы ли должнику, когда
вместе с процентом растут угрозы жестокой расправы! А дома – своя угроза: ни о
чем не подозревающий папа с ремнем из-за появившихся двоек. |