|
♦ травмы или тяжелые заболевания ребенка в раннем детстве. Социально-психологические факторы: ♦ нарушения воспитания: гипер– или гипоопека в семье, ребенку в раннем
детстве не разрешали ползать по полу, не создавали условия для игр со
сверстниками и пр.; ♦ вынужденная социальная изоляция (ребенок долго болеет или живет вдали
от сверстников, воспитывается в интернате); ♦ педагогическая запущенность (ребенок не учится в школе в силу
каких-либо обстоятельств); ♦ ситуация билинвизма. Индивидуальные
или наследственные атипии развития: ♦ у многих членов семьи наблюдались задержки моторного или речевого
развития; ♦ у ребенка наблюдается дисгармония гиперразвития (одаренности) в
отдельных функциях в сочетании с недоразвитием других. Как же заметить, что ребенок
развивается не совсем правильно? О недостаточности функционального развития
ребенка могут свидетельствовать: 1) в
дошкольном возрасте: • обилие двигательных и
нецеленаправленных действий и движений; • искажение
двигательного или речевого развития в малышовом возрасте (ребенок сначала начал
ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя
слоги и слова); • слишком бурные реакции
на слабые стимулы или, наоборот, «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха,
радости, веселья, испуга, чувства вины и прочего в ситуациях, когда данные
эмоции непременно должны адекватно проявляться; • отсутствие сюжета в
играх; • игнорирование игрушек; • трудности адаптации в
коллективе; • замкнутость, нежелание
отвечать на вопросы, даже если их задают близкие, хорошо знакомые люди; 2) в
школьном возрасте: • низкая успеваемость по
всем предметам или резкие скачки от пятерок до единиц за короткий период
времени; • трудности удержания
внимания даже на интересующих ребенка объектах; • плохая память; • зеркальное письмо, то
есть написание букв («э», «б», «в», «з» и т. д.) и цифр (5, 4, 3 и
т. д.) в другую сторону; • ошибки на письме «не
по правилам» (например, «машена» вместо «машина»), замена букв, их пропуск,
недописывание букв и слов, перестановка слогов; • неусвоение правил или
неудержание во внимании программы действий, что выражается в плохом поведении
на уроке, непроизвольном отклонении от задания. Желательно
обратить внимание на подобные недостатки сразу, так как мозг ребенка пластичен
и функции эффективно корригируются до 12 лет. Затем слабые звенья психических
функций можно компенсировать за счет более сильных, но это путь уже более
трудоемкий. Вовремя придя на прием к
нейропсихологу, вы узнаете, как развиты те или иные зоны головного мозга вашего
ребенка, как можно ему помочь. Во время
прохождения нейрокоррекции следует создать определенные условия, при которых
результат будет устойчивым и быстрым: ♦ благоприятную атмосферу в семье (согласие, адекватная реакция на
поведение ребенка, время, специально отведенное для общения с ним); |