|
После
падения стены заботу о продолжении строительства взял на себя великий князь.
Первым делом 292 ему
предстояло найти новых зодчих. Выбор его, не без совета Софьи Палеолог, второй
жены, долгие годы жившей в Риме, остановился на итальянских архитекторах.
Отправленному в Венецию в том же Аристотель
Фиораванти к тому времени уже приобрёл известность своими постройками в Италии
и Венгрии. Как и многие художники эпохи Возрождения, он обладал не одним, а
сразу несколькими талантами: Фиораванти мог строить соборы, дворцы,
крепостные сооружения и каналы, лить колокола и пушки, чеканить монеты и
печати. Был он и хорошим артиллеристом. Разнообразные дарования ему пригодились
и на Руси, но главным делом итальянского мастера стало возведение Успенского
собора. За работу зодчий взялся без промедления. Уже через несколько дней после
приезда в Москву он приступил к разрушению остатков рухнувшего собора,
используя для этого хитроумные тараны, чем немало поразил москвичей. Даже
летописец, обычно далёкий от подобных подробностей, скрупулёзно отмечал все
технические новинки, увиденные им на строительной площадке. Строительство
велось «въ кружало да въ правило» (т. е. с помощью циркуля и линейки). Известь,
замешенная по рецепту Аристотеля, отличалась особенной крепостью. Блоки белого
камня, из которых складывали собор, соединяли железными «скрепами». Для
подъёма тяжестей на высоту использовали лебёдки. Русские мастера, работавшие
вместе с Аристотелем, подмечали и многие другие секреты знаменитого мастера. Через
четыре года, в Успенский
собор в
Кремле. Конец XV в. храмы
Владимиро-Суздальской Руси XII в. Его высокие гладкие стены, расчленённые на широкие
вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и арочек. В
два яруса располагались узкие щелевидные окна. Входы в собор обрамляли
живописные порталы. К его восточной степе в соответствии с канонами
устройства православного храма примыкали пять алтарных апсид — полукруглых
выступов. Венчали стены полукружия закомар. Над ними возвышалось мощное
пятиглавие. Слюды храма опирались на шесть стройных столбов — два квадратных,
поставленных у входа в алтарь, и четыре круглых. И снаружи, и изнутри собор
выглядел удивительно монолитным: «яко един камень», по точному замечанию
одного из современников. Впечатляли и размеры храма. Его спокойная мощь как
нельзя лучше соответствовала замыслу великого князя, пожелавшего создать в
своей Портал
Успенского собора в Кремле. 293 Успенский
собор снаружи (справа) и внутри (слева). Миниатюры из рукописи XVII
в. «Книга избрания и венчания на царство царя и великого князя Михаила
Фёдоровича». |