Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

После падения стены заботу о продолжении строительства взял на себя великий князь. Первым делом

292

 

 

ему предстояло найти новых зодчих. Выбор его, не без совета Софьи Палеолог, второй жены, долгие годы жившей в Риме, остановился на итальянских архитекторах. Отправ­ленному в Венецию в том же 1474 г. послу Семёну Толбузину Иван III по­ручил отыскать хорошего мастера-«камнесечца». Менее чем через год такой мастер приехал в Москву. Это был Альберти Фиораванти из Бо­лоньи, прозванный на Руси Ари­стотелем.

Аристотель Фиораванти к тому времени уже приобрёл известность своими постройками в Италии и Венгрии. Как и многие художники эпохи Возрождения, он обладал не одним, а сразу несколькими талан­тами: Фиораванти мог строить собо­ры, дворцы, крепостные сооружения и каналы, лить колокола и пушки, чеканить монеты и печати. Был он и хорошим артиллеристом. Разно­образные дарования ему пригоди­лись и на Руси, но главным делом итальянского мастера стало возведе­ние Успенского собора. За работу зодчий взялся без промедления. Уже через несколько дней после приез­да в Москву он приступил к разру­шению остатков рухнувшего собора, используя для этого хитроумные тараны, чем немало поразил моск­вичей. Даже летописец, обычно да­лёкий от подобных подробностей, скрупулёзно отмечал все техниче­ские новинки, увиденные им на строительной площадке. Стро­ительство велось «въ кружало да въ правило» (т. е. с помощью циркуля и линейки). Известь, замешенная по рецепту Аристотеля, отличалась осо­бенной крепостью. Блоки белого камня, из которых складывали со­бор, соединяли железными «скрепа­ми». Для подъёма тяжестей на высо­ту использовали лебёдки. Русские мастера, работавшие вместе с Ари­стотелем, подмечали и многие дру­гие секреты знаменитого мастера.

Через четыре года, в 1479 г., строительство было завершено. На центральной площади Московского Кремля поднялся величественный белоснежный собор, напоминавший

Успенский собор

в Кремле. Конец XV в.

храмы Владимиро-Суздальской Руси XII в. Его высокие гладкие стены, расчленённые на широкие верти­кальные лопатки, украшал наряд­ный пояс из небольших колонок и арочек. В два яруса располагались узкие щелевидные окна. Входы в собор обрамляли живописные пор­талы. К его восточной степе в соот­ветствии с канонами устройства православного храма примыкали пять алтарных апсид — полукруглых выступов. Венчали стены полукру­жия закомар. Над ними возвышалось мощное пятиглавие. Слюды храма опирались на шесть стройных стол­бов — два квадратных, поставлен­ных у входа в алтарь, и четыре круг­лых. И снаружи, и изнутри собор выглядел удивительно монолитным: «яко един камень», по точному заме­чанию одного из современников. Впечатляли и размеры храма. Его спокойная мощь как нельзя лучше соответствовала замыслу великого князя, пожелавшего создать в своей

Портал Успенского собора в Кремле.

293

 

 

Успенский собор снаружи (справа) и внутри (слева). Миниатюры из рукописи XVII в. «Книга избрания и венчания на царство царя и великого князя Михаила Фёдоровича».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz