|
столице
архитектурный символ молодого Русского государства. В новой
постройке ожили традиции древнерусской архитектуры. И всё же геометрически
чёткие линии сооружения, светлый интерьер, который можно охватить одним взглядом,
а также другие детали конструкции здания ясно говорили о том, что его строил
итальянец, воспитанный на лучших образцах искусства европейского Возрождения. Летописец
так рассказывал о новом храме: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством и
высотою, светлостью и зъвоностью и пространством, такова же преже того не
бывала в Руси, опроче Владимерскыа церкви!». О владимирской церкви (Успенском
соборе в городе Владимире) летописец вспомнил не случайно.
Перед Аристотелем Фиораванти, как и перед его предшественниками, была
поставлена задача построить новый собор по подобию владимирского Успенского
собора, который имел особое значение в истории Северо-Восточной Руси. Строился
этот храм при князе Андрее Боголюбском в 1158— 1160 гг. Решив перенести центр
русских земель из древнего Киева в молодой Владимир, князь пожелал уравнять
новую столицу со старой, построить своего рода новый Киев, Именно поэтому
главный храм во Владимире был посвящён, подобно первому собору Киева (так называемой
Десятинной церкви), Успению Пресвятой Богородицы. Как и в Киеве, появились
здесь Золотые ворота. Вскоре Владимир превратился в 294 стольный
град, и старший среди русских князей теперь получал титул великого князя
владимирского. В начале XIV в. князь Иван Калита захотел противопоставить городу
Владимиру свою небольшую ещё Москву, он также начал со строительства
Успенского собора. И Москва действительно стала новой, третьей, столицей
русских земель. А потому и новый Успенский собор, который строился на месте
храма времён Ивана Калиты, должен был по замыслу Ивана III не только отразить мощь молодого
государства, но и подчеркнуть историческую преемственность русской
государственности. «Москва — второй Владимир и третий Киев, а московские князья
— законные наследники киевских и владимирских князей, законные государи всея
Руси» — такую политическую идею символизировал этот храм. 15 августа 295 Купола
Благовещенского собора в Кремле. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ
СОБОР В 80-х гг. XV в. строительные работы в Кремле
продолжились. Они отличались особой масштабностью, что свидетельствовало об
укреплении финансового положения молодого государства. В начале 80-х гг.
вырос новый собор в Богоявленском кремлёвском монастыре (до наших дней он не
сохранился). В |