|
Москва —
долгое время всего лишь главный город одного из многочисленных русских
княжеств — при Иване III превратилась в столицу огромного и сильного государства. «Лицом» этого
государства должен был стать Кремль — резиденция великого князя и митрополита
Московского. Здесь, на высоком холме у слияния реки Неглинной с Москвой-рекой,
издавна находился центр города. Постройки Кремля напоминали о первых
московских князьях, о славных временах Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Однако
внешний вид Кремля мало соответствовал могуществу, приобретённому Москвой при
Иване III: крепостная стена с деревянными заплатами на местах многих проломов;
небольшие обветшалые соборы, своды которых из-за трещин нуждались в подпорках;
тёмные, тесные хоромы великого князя. И всюду следы пожаров. Старая крепость
явно не годилась для того, чтобы в ней принимать иностранные посольства.
Кремль нуждался в коренной перестройке. Началась
она в Вид
Красной плошали и Кремля. Литография
Ж. Арну. Конец XIX в. 291 ПЕРВЫЙ КАМЕННЫЙ СОБОР В МОСКВЕ Как
выглядел и как назывался первый каменный собор Москвы? Учёные по-разному
отвечают на этот вопрос. Летопись же называет первым каменным храмом города
Успенский собор, построенный в Этот собор
был сложен из белого камня, имел одну главу и, как можно полагать, напоминал
храмы Влалимиро-Суздальской Руси XII в. Несмотря
на свои небольшие размеры, собор возвышался над всем городом. Под его сводами
молились московские князья, год от года всё более превращавшиеся в самых
могущественных правителей на северо-востоке Руси. Тут же находили своё
последнее пристанище митрополиты. Через
полтора столетия после постройки здание собора сильно обветшало и в начале 70-х
гг. XV столетия было разобрано при строительстве нового Успенского собора. Успенский
собор в Кремле. Конец XV в Калите.
Летописец сообщает, что инициатива строительства принадлежала митрополиту Филиппу,
который взялся за организацию работ и сбор средств. Возглавили строительство
мастера Кривцов и Мышкин. По своим размерам будущий собор должен был
превосходить все существовавшие тогда церкви Северо-Восточной Руси.
Строительство велось без задержек, и спустя два года после начала работ стены
храма уже были почти готовы. Но произошла катастрофа. Ночью 20 мая Существовало
несколько версий о причине катастрофы. Сохранилось известие, что собор
разрушился из-за землетрясения. Автор московской летописи отметил, что зодчие
неудачно провели внутри стены лестницу и тем ослабили всю конструкцию.
Псковские мастера, вызванные специально для выяснения причин произошедшего,
упрекали строителей за то, что известь они «житко растворяху, ино не
кле-евито»... Однако была и более серьёзная причина: за годы
монголо-татарского ига русские мастера утратили многие навыки, позволявшие им
в прошлом возводить большие и красивые здания. После нашествия Батыя строительство
из камня на Руси практически прекратилось на несколько десятилетий. Многих
зодчих увели в Орду. Возрождаться каменное зодчество стало лишь в конце XIII а, но качество строительства, видимо, было
невысоким. Каменные соборы, сооружавшиеся в Кремле в 1325— 1340 гг. при Иване
Калите, уже через полтора столетия полностью обветшали. Не случайно и то, что
в качестве «экспертов» Иван III выбрал псковских мастеров: они имели возможность
учиться у «немець», а потому весьма искусно возводили каменные здания. Но и
псковичи не взялись за строительство Успенского собора: вероятно, сочли задачу
слишком сложной. |