|
Спасо-Преображеиский
собор в Переславле-Залесском. 1152—1157 гг. 281 Фрагмент
белокаменной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. «Китоврас» (от
греч. «кентаврос» — «кентавры»). сдвинуть с
места. Это было истолковано как нежелание Богоматери отправляться в Ростов;
Андрей решил сделать столицей унаследованного им княжества не Ростов и не
Суздаль — оплоты местной знати, а молодой город Владимир. Под Владимиром, на
месте остановки, Андрей основал город-замок, названный Боголюбовом, а сам получил
прозвание Боголюбского. ВЛАДИМИР И
БОГОЛЮБОВО Размах
строительства, предпринятого Андреем, не может не удивлять: за восемь лет его
правления в княжестве, которое стало называться Владимиро-Суздальским, было
возведено больше каменных зданий, чем за тридцать два года правления Юрия
Долгорукого. Но самым важным был даже не масштаб, а новая направленность
деятельности энергичного князя. Андрей не пожелал владеть Киевом: в Строить
города «по образу» мировых столиц или священных градов было характерно для
европейской культуры Средневековья, но в разных странах и в различные периоды
эта идея приобретала местную окраску. Например, подражание Киева
Константинополю должно было уподобить русский город древней столице
византийских императоров-василевсов с таким же Софийским собором, Ирининским и
Георгиевским монастырями. А Андрей Боголюбский уподоблял Владимир Киеву,
чтобы, наоборот, противопоставить его древней столице Руси. Во Владимире, как
и в Киеве, текли реки Почайна и Лыбедь, на княжеском дворе стояла церковь
Спаса, а входили в город через Золотые ворота ( Золотые
ворота во Владимире. 282 венно
высится на главной улице Владимира их сводчатый массив, увенчанный церковью,
которая была перестроена в XVIII в. Высота проёма ворот настолько велика
(около четырнадцати метров), что не позволила мастерам изготовить воротное
полотнище таких размеров. Пришлось перекрыть их на половине высоты арочной
перемычкой, на уровне которой располагался настил для воинов — защитников
ворот. Разумеется,
строители руководствовались не только практическими соображениями: ворота были
форпостом города, представляли гостям его лицо и служили границей между
враждебным внешним миром и обжитым внутренним. Поэтому для Божественной защиты
ворот на них ставили церковь, хотя она и ослабляла оборонительные свойства сооружения.
Не случайно, конечно, было выбрано посвящение надвратного храма Положению Ризы
Богоматери. Этот
праздник установили в Константинополе в |