Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Спасо-Преображеиский собор в Переславле-Залесском. 1152—1157 гг.

281

 

 

 

Фрагмент белокаменной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. «Китоврас» (от греч. «кентаврос» — «кентавры»).

сдвинуть с места. Это было истол­ковано как нежелание Богоматери отправляться в Ростов; Андрей ре­шил сделать столицей унаследо­ванного им княжества не Ростов и не Суздаль — оплоты местной зна­ти, а молодой город Владимир. Под Владимиром, на месте остановки, Андрей основал город-замок, на­званный Боголюбовом, а сам полу­чил прозвание Боголюбского.

ВЛАДИМИР

И БОГОЛЮБОВО

Размах строительства, предпринято­го Андреем, не может не удивлять: за восемь лет его правления в княжест­ве, которое стало называться Владимиро-Суздальским, было возведено больше каменных зданий, чем за тридцать два года правления Юрия Долгорукого. Но самым важным был даже не масштаб, а новая направлен­ность деятельности энергичного князя. Андрей не пожелал владеть Киевом: в 1169 г. владимиро-суздальские войска под командованием среднего сына Андрея Боголюбского захватили город, но князь отдал его племяннику — двенадцатилетне­му отроку, младшему в роду. Впер­вые в русской истории киевский престол был поставлен ниже друго­го. Князь не собирался переселять­ся в уже однажды отвергнутый го­род: он мечтал превратить Владимир в новый Киев, который не уступал бы прославленному образцу.

Строить города «по образу» ми­ровых столиц или священных гра­дов было характерно для европей­ской культуры Средневековья, но в разных странах и в различные пери­оды эта идея приобретала местную окраску. Например, подражание Ки­ева Константинополю должно было уподобить русский город древней столице византийских императоров-василевсов с таким же Софий­ским собором, Ирининским и Геор­гиевским монастырями. А Андрей Боголюбский уподоблял Владимир Киеву, чтобы, наоборот, противопо­ставить его древней столице Руси. Во Владимире, как и в Киеве, текли реки Почайна и Лыбедь, на княже­ском дворе стояла церковь Спаса, а входили в город через Золотые ворота (1164 г.). И сейчас торжест-

Золотые ворота во Владимире.

282

 

 

венно высится на главной улице Владимира их сводчатый массив, увенчанный церковью, которая бы­ла перестроена в XVIII в. Высота проёма ворот настолько велика (около четырнадцати метров), что не позволила мастерам изготовить воротное полотнище таких разме­ров. Пришлось перекрыть их на половине высоты арочной пере­мычкой, на уровне которой распо­лагался настил для воинов — защит­ников ворот.

Разумеется, строители руководст­вовались не только практическими соображениями: ворота были фор­постом города, представляли гостям его лицо и служили границей меж­ду враждебным внешним миром и обжитым внутренним. Поэтому для Божественной защиты ворот на них ставили церковь, хотя она и ослаб­ляла оборонительные свойства со­оружения. Не случайно, конечно, было выбрано посвящение надвратного храма Положению Ризы Бого­матери.

Этот праздник установили в Кон­стантинополе в 860 г. после осады столицы Византийской империи русским войском под предводительством князя Аскольда. Когда сла­вянский флот подошёл к берегу вплотную, патриарх Константино­польский погрузил в воды залива край ризы (одежды) Богоматери, хранившейся во Влахернском храме, и поднявшаяся буря разбросала ко­рабли противника. С тех пор этот праздник чтился именно благодаря его «градозащитному» свойству, а храм Ризположения должен был обеспечить надёжную защиту во­рот. Кроме Золотых ворот во Влади­мире были ещё Серебряные и Мед­ные. Надо признать, что зодчие Андрея Боголюбского достойно справились со своей задачей: воз­ведённые ими ворота — огромные, белокаменные, с окованными по­золоченной медью створками, с вен­чающей их златоглавой церковью -были достойны любой столицы тех времён.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz