|
Вскоре
мастер увидел, что созданные им краски обладают и другими поистине чудесными
свойствами. Теперь он мог смешивать их на палитре, достигая необычайного
разнообразия цветов и оттенков. Художник получил возможность свободно
накладывать один слой краски поверх другого — вносить изменения в картину по
ходу работы или, наметив основные формы одноцветными красочными пятнами, затем
«оживлять» их лёгкими мазками другого тона, передавать облик предметов и
сложные переходы от света к тени с поразительной точностью. К тому же оказалось,
что новые краски светоносны: тонкая плёнка масла, застывая на поверхности слоя
краски, создавала своего рода линзу, которая одновременно и отражала падающий
на картину свет, и вбирала его в себя. На солнце масляные краски горели,
переливались; по великолепию это зрелище было сравнимо только с россыпью
драгоценных камней или с готическим витражом. Единственный
недостаток масляной техники, как выяснилось позже, состоял в том, что краски
под действием времени и солнечных лучей могли терять свою яркость и чистоту,
темнеть и блёкнуть, что нередко и случалось с картинами, написанными маслом в
XVIII—XIX вв. Но в раннюю пору развития масляной
живописи на пути такой опасности стоял сам метод работы живописца. В XV в. художник был специалистом-универсалом,
мастером в полном смысле этого слова. Он не только рисовал и писал, но и
выбирал, шлифовал доску для картины, готовил грунт, растирал краски, делая
всё с соблюдением строгих правил, добросовестно, на века. Немаловажно и то
обстоятельство, что для приготовления красок тогда применялись в основном
пигменты минерального происхождения, более стойкие, чем органические
красители, которые стали использоваться позднее. Масляная живопись старых
мастеров, как правило, превосходно сохранялась, она и по сей день поражает
зрителей богатством и свежестью тонов. Со времён
Яна ван Эйка масляная техника стала традиционной для Нидерландов. Уже в XV в. она перекочевала в Германию и во
Францию, а оттуда — в Италию. Первым из итальянских живописцев её освоил
Антонелло да Мессина. Особую популярность новая техника приобрела у венецианских
живописцев, стремившихся использовать цветовые эффекты и передавать
световоздушную среду. Николаус Мануэль Дойч. Святой Лука, рисующий Мадонну. Художественный музей, Берн. 496 Принадлежности
для работы художника эпохи Возрождения: 1
— мольберт; 2
— каменная плита для растирания красок; 3 — ящик для хранения красок; 4
— ёмкость для приготовления красок (раковина моллюска); 5
— керамические сосуды для готовых красок; 6
— деревянная палитра; 7
— муштабель — палочка, которой художник поддерживает руку с кистью, когда
изображает мелкие детали; 8
— конец муштабеля, обёрнутый тканью или кожей, чтобы не повредить картину; 9
— тонкие кисти; 10
— крупная кисть; 11 — мастихин, которым считают краски; 12
— шпатель для наложения красок. Картины,
составляющие алтарь, объединены в два изобразительных цикла: повседневный
(живопись с внешней стороны алтарных створок, доступная зрителю, когда алтарь
закрыт) и праздничный (центральная часть алтаря и внутренние стороны его
боковых створок). |