Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Вскоре мастер увидел, что соз­данные им краски обладают и дру­гими поистине чудесными свойства­ми. Теперь он мог смешивать их на палитре, достигая необычайного разнообразия цветов и оттенков. Художник получил возможность свободно накладывать один слой краски поверх другого — вносить изменения в картину по ходу рабо­ты или, наметив основные формы одноцветными красочными пятна­ми, затем «оживлять» их лёгкими мазками другого тона, передавать облик предметов и сложные пере­ходы от света к тени с поразитель­ной точностью. К тому же оказа­лось, что новые краски светоносны: тонкая плёнка масла, застывая на поверхности слоя краски, создава­ла своего рода линзу, которая одно­временно и отражала падающий на картину свет, и вбирала его в себя. На солнце масляные краски горели, переливались; по великолепию это зрелище было сравнимо только с россыпью драгоценных камней или с готическим витражом.

Единственный недостаток мас­ляной техники, как выяснилось поз­же, состоял в том, что краски под действием времени и солнечных лу­чей могли терять свою яркость и чистоту, темнеть и блёкнуть, что не­редко и случалось с картинами, на­писанными маслом в XVIIIXIX вв. Но в раннюю пору развития масля­ной живописи на пути такой опас­ности стоял сам метод работы жи­вописца. В XV в. художник был специалистом-универсалом, масте­ром в полном смысле этого слова. Он не только рисовал и писал, но и выбирал, шлифовал доску для кар­тины, готовил грунт, растирал крас­ки, делая всё с соблюдением стро­гих правил, добросовестно, на века. Немаловажно и то обстоятельство, что для приготовления красок тог­да применялись в основном пигмен­ты минерального происхождения, более стойкие, чем органические красители, которые стали использо­ваться позднее. Масляная живопись старых мастеров, как правило, пре­восходно сохранялась, она и по сей день поражает зрителей богатством и свежестью тонов.

Со времён Яна ван Эйка масля­ная техника стала традиционной для Нидерландов. Уже в XV в. она перекочевала в Германию и во Францию, а оттуда — в Италию. Первым из итальянских живопис­цев её освоил Антонелло да Месси­на. Особую популярность новая техника приобрела у венециан­ских живописцев, стремившихся использовать цветовые эффекты и передавать световоздушную среду.

Николаус Мануэль Дойч.

Святой Лука, рисующий Мадонну. Художественный музей, Берн.

496

 

 

 

Принадлежности для работы художника эпохи Возрождения:

1 — мольберт;

2 — каменная плита для растирания красок;

3  — ящик для хранения красок;

4 — ёмкость для приготовления красок (раковина моллюска);

5 — керамические сосуды для готовых красок;

6 — деревянная палитра;

7 — муштабель — палочка, которой художник поддерживает руку с кистью, когда изображает мелкие детали;

8 — конец муштабеля, обёрнутый тканью или кожей, чтобы не повредить картину;

9 — тонкие кисти;

10 — крупная кисть;

11  — мастихин, которым считают краски;

12 — шпатель для наложения красок.

Картины, составляющие алтарь, объединены в два изобразительных цикла: повседневный (живопись с внешней стороны алтарных створок, доступная зрителю, когда алтарь за­крыт) и праздничный (центральная часть алтаря и внутренние стороны его боковых створок).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz