|
В августе ся
готические башни Небесного Иерусалима. На четырёх
боковых створках алтаря изображены два великолепных шествия: справа бредут
святые отшельники и пилигримы; слева под разноцветными знамёнами, сверкая
оружием, движется кавалькада воинов Христовых во главе со святыми Мартином,
Георгием и Себастьяном; за ними едут «праведные судьи», справедливые и
добродетельные земные властители: король Артур, Карл Великий, Людовик Святой. У
жертвенника Божественного Агнца сошлись пути праведников всех племён: тех, кто
в разные века молитвой или мечом, терпением или правосудием, сердцем или разумом
служил на земле добру. Всё это множество людей (отныне единый парод Божий)
поклоняется Агнцу и одновременно принимает Его жертву: кровь Агнца
претворяется для них в воду Вечной Жизни и в благодать Святого Духа, который в
виде голубя парит над жертвенником. От голубя в разные стороны расходятся
золотые лучи, делая каждое лицо светлее. Эта картина — вдохновенный гимн
великому согласию, примиряющему небеса с землёй, связывающему Адама и Еву с их
многочисленными потомками. Грядущее
торжество праведников представилось живописцу в привычных образах земного
мира. Даже поющие ангелы изображены бескрылыми, по зато их лица, движения,
жесты передают исполняемую ими мелодию так ярко, что её, кажется, можно
«прочитать» по ним, как по нотной записи. Множество
смысловых и композиционных связей соотносит повседневный и праздничный циклы
алтаря друг с другом. Благовещение, происходящее в скромном интерьере дома
Вейдта, воспринимается как начало того преображения мира, которое предстаёт на
внутренней поверхности алтаря уже свершившимся. Скромность Девы Марии в сцене
Благовещения превращается в сюжете Поклонения Агнцу в величие Царицы Небесной.
Лица супругов |